Регенерация масел

Лаковые отложения и нагары

Лаки представляют собой прочные тонкие пленки толщиной в десятые и сотые доли миллиметра, с гладкой поверхностью. Лаки образуются на деталях двигателя, нагревающихся до температуры около 250° С. Обычно лаковыми отложениями покрываются на­ружные и внутренние стенки поршня, поршневые кольца и верхние головки шатунов. Лаковые отложения вызывают пригорание порш­невых колец. В основном в состав лаков входят: углерод (до 85%), водород и кислород. Большинство лаковых отложений трудно смыть растворителями, и поэтому их удаляют механическим путем или нагреванием деталей до 500—600° С.

Интенсивность лакообразования зависит как от качества масла, так и от теплового режима двигателя и технического состояния его поршневой группы. При более жестком тепловом режиме и боль­шом количестве газов, прорывающихся в картер (вследствие изно­шенности поршневой группы), лакообразование увеличивается.

Однако в основном интенсивность лакообразования опреде­ляется термоокислительной стабильностью, моющими свойствами, вязкостью и фракционным составом масла. Следует отметить, что маловязкие масла быстрее образуют лак, но в меньших количе­ствах, чем более вязкие.

Нагар представляет собой твердую углеродистую массу с шеро­ховатой поверхностью, которая образуется в камере сгорания, где температура превышает 2000° С. Нагар отлагается на стенках ка­меры сгорания, днище поршня, стенках верхнего пояска поршня (205—425°С), свечах зажигания, форсунках (350—850°С) и кла­панах (425—815° С); в зависимости от состава он может иметь плотную, рыхлую или пластинчатую структуру.

Состав нагара зависит от состава и свойств сгорающих топлива и масла, а также загрязненности воздуха. Так, при работе на эти­лированном бензине примерно 50% нагара составляют соединения свинца. Основными элементами, образующими нагар при работе на неэтилированном бензине, являются углерод (до 75%), кисло­род (до 20%) и водород (до 5%).

Качество и расход масла влияют на скорость образования на­гара только до получения определенной равновесной толщины его, лосле которой при данном температурном режиме нагарообразованне прекращается. Равновесная толщина нагара наступает при­мерно через 10—15 тыс. км пробега.

Поведение масла при повышенной температуре в двигателях применительно к поршневой группе оценивается двумя показате­лями: термоокислительной стабильностью и моющими (дисперги­рующими) свойствами.

Термоокислительная стабильность характеризует скорость обра­зования продуктов окисления, из которых в дальнейшем полу­чаются лаки. Этот показатель определяют путем окисления образца масла в тонком слое при 250° С по методу Папок.

Для количественной оценки лакообразования используют эта­лонную цветную шкалу, с которой сравнивают цвет боковой по­верхности поршня двигателя после двухчасового испытания. Чтобы уменьшить лакообразование и пригорание колец, к автомобильным и дизельным маслам добавляют моющие присадки.

Моющие свойства, т. е. способность масла предотвращать сцеп­ление частиц продуктов, получающихся в процессе окисления, как между собой, так и с металлическими поверхностями, определяют по методу ПЗВ на специальной одноцилиндровой установке.

Ассортимент автотракторных и автомобильных масел приведен в табл. 4.

ТАБЛИЦА 4. Ассортимент автотракторных и автомобильных масел

Показатели

Масло

из малосерннстых нефтей (ГОСТ 1862—63)

из сернистых нефтей селективной очистки (ГОСТ 10 541—63)

АСп-6

АСп-10

АКЗп-6

АКЗп-10

АКп-10

АК-15

АС-6

АС-8

АС-10

Вязкость, сст

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V100, не менее

6

10

6

10

10

15

6

8

10

V 0, не более

1600

600

1000

1000

1200

2000

Индекс вязкости, не ме­нее             

60

60

100

120

85

85

85

Температура, °С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

застывания, не выше

-35

-25

-40

-40

-25

-5

-30

-25

-15

вспышки, не ниже

175

190

160

160

190

225

190

200

200

Моющие свойства по ПЗВ, баллы

0,5-

1,5

0,5-

1,5

0,5-

1,5

1,0

0,5-

1,0

1,0

Коррозия, г/м2

15-28

15-28

20

20

15-28

8

5-8

8

Содержание механиче­ских примесей, %, не более

0,03

0,03

0,03

0,03

0,03

0,012

0,012

0,012