Одно из основных направлений технического прогресса в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности — строительство высокопроизводительных комбинированных установок. Высокие технико-экономические показатели достигнуты при эксплуатации отечественных комбинированных установок глубокой переработки нефти (ГК-3), производства топлив (ЛК-бу), установок деасфальтиза-ции и селективной очистки масел, депарафинизации масел и обезмасливания парафинов. Готовятся к пуску отечественные комбинированные маслоблоки КМ-1 и КМ-2, комбинированные установки глубокой переработки нефти К.Т-1 и производства ароматических углеводородов и др. [1—5].
На рис. XIV-1 и XIV-2 показаны поточные схемы комбинированных установок ЛК-бу (проект Ленгипронефтехима) и ГК-3 (проект Грозгипронефтехима), а также приведен выход получаемой продукции на нефть (в скобках показан также выход компонентов на загрузку блока или секцию установки). В состав комбинированной установки ЛК-бу входят блок двухступенчатого обессоливания сырой нефти в горизонтальных электродегидраторах; блок двухколонной атмосферной перегонки нефти и стабилизации и фракционирования бензина; блок каталитического риформинга бензина с предварительной гидроочисткой сырья; секции гидроочистки керосина и дизельного топлива; блок газофракционирования.
В блоке газофракционирования (рис. XIV-3) предусмотрена единая централизованная деэтани-зация головных фракций, поступающих после стабилизации продуктов из всех секций установки; в этом блоке вырабатываются сухой газ, пропановая, изо-бутановая и н-бутановая фракции, а также фракция Cg и выше [6].
На установке ЛК-6у вырабатывают продукты высокого качества: компонент автобензина с октановым числом 90—95 (исследовательский метод), гидро-очищенный керосин, малосернистое дизельное топливо с содержанием серы менее 0,2 % (масс.), мазут.
В состав комбинированной установки ГК-3 входят блоки атмосферной перегонки нефти и вакуумной перегонки мазута, блоки легкого термического крекинга гудрона и каталитического крекинга вакуумного газойля, а также блок газофракционирования. Основные продукты установки: головная фракция стабилизации, высокооктановый компонент бензина, котельное топливо, а также компоненты бензина и дизельного топлива.
На комбинированных установках по глубокой переработке мазута КТ-1 (проект Грозгипронефтехима) применена двухколонная схема вакуумной перегонки сырья с получением вакуумного дистиллята (сырья для каталитического крекинга) и гудрона (сырья висбрекинга). В первую вакуумную колонну, в которой из мазута отгоняется широкая дистиллятная фракция, водяной пар не подается. Дополнительная отгонка дистиллята из гудрона осуществляется во второй вакуумной колонне. Такая схема перегонки мазута, а также максимальное использование аппаратов воздушного охлаждения, размещение конденсаторов в колонне позволило снизить остаточное давление и повысить конец кипения дистиллятной фракции до 515—520°С [17].
Процесс висбрекинга гудрона проводят при температуре до 500 °С. При переработке смеси гудрона западно-сибирской нефти с 5 % (масс.) тяжелого газойля каталитического крекинга на блоке висбрекинга получают: 76,2 % (масс.) сырья для коксования, 6 % (масс.) компонента котельного топлива, 10,1 % (масс.) компонента дизельного топлива, 2,95 % (масс.) нестабильного бензина и 3,75 % (масс.) жидкого газа. Гидроочистка сырья каталитического крекинга предусмотрена в двух параллельно работающих реакторах со стационарным слоем алюмоникельмолибденового катализатора. Крекинг гидроочищенного сырья осуществляется в прямоточном реакторе на микросферическом цеолитсодержащем катализаторе. На блоке каталитического крекинга, ректификации, абсорбции и газофракционирования продуктов при переработке вакуумного дистиллята западно-сибирской нефти предусматривается выработка 44,7 % (масс.) стабильного бензина, 11,84 % (масс.) бутан-бутиленовой фракции, -5,32 % (масс.) пропан-пропиленовой фракции и 15,1 % (масс.) сырья для производства технического углерода (фракция 270—420 °С); выход кокса не более 6 % (масс.).
Материальный баланс комбинированной установки К.Т-1 при переработке мазута западно-сибирской нефти [7]:
Взято, % (масс.) Мазут Вакуумный дистиллят Водородсодержащий газ (96 % об. Н2) |
90,64 9,36 0,62 |
Итого | 100,62 |
Получено, % (масс.) Компонент автобензинов АИ-93 и АИ-98 Пропан-пропиленовая фракция Бутан-бутиленовая фракция Гидроочищенное дизельное топливо (фракция 180— 350 °С) Компоненты дизельного топлива фракция 195—270 °С (после каталитического крекинга) фракция 160—350 °С (после висбрекинга) Стабильный бензин после гидроочистки и висбрекинга (фракция до 160 °С) Сырье для коксования Сырье для технического углерода (фракция 270—420 °С) Компонент котельного топлива Гудрон Углеводородный газ для производства водорода Водородсодержащий газ (75 % об. Н2) Сероводород Топливный газ Кокс Потери |
19,52 2,32 5,18 9,61
2,58 3,61 1,74 27,23 6,60 3,53 6,24 0,6 0,36 0,98 2,39 2,61 1,60 |
Итого | 100,62 |
Сравнение технико-экономических показателей комбинированной установки глубокой переработки мазута К.Т-1 с комплексом отдельно стоящих установок показало [7], что эксплуатационные затраты снижаются на 40,1 % (отн.), производительность труда при переработке сырья на одного работающего возрастает в 2,5 раза, общие капитальные вложения снижаются на 36,2 % (отн.), площадь сокращается в 3 раза. Указанные преимущества достигаются за счет комбинирования и укрупнения технологических установок, применения современной технологии, высокого уровня технических решений, рациональной компоновки оборудования.
Аппараты и оборудование комбинированных установок объединяются в укрупненные блоки секции, взаимное расположение которых определяется технологической схемой, предусматривающей жесткие связи между ними. Застраиваемая территория используется, таким образом, с большей эффективностью.
Основная цель компоновки аппаратуры и оборудования — это технологическая целесообразность и компактность. Так, на установках ЛК-бу все компрессоры для сжатия циркуляционных водородсо-держащих газов секций риформинга и гидроочистки расположены в одном здании — компрессорной. Электрооборудование находится в двух электрораспределительных помещениях. При размещении аппаратуры и оборудования внутри секции и при расположении последних на площадке кроме технологических особенностей учитывают возможность проведения строительных и монтажных работ индустриальными методами и возможность подъезда во время ремонта и замены оборудования кранов и механизмов.
Группа трубчатых печей обслуживается общей дымовой трубой, что позволяет создать мощный блок утилизации избыточного тепла отходящих газов и обеспечить большую степень их рассеивания.
По данным Ленгипронефтехима, в результате комбинирования процессов на установках ЛК-бу удельные капитальные вложения снижаются на 11—12 %, стоимость переработки нефти на 9—10 %> прибыль возрастает на 6 %, а производительность труда на 45—50 %, территория установки сокращается более чем в два раза [2].
Вместе с тем более сложная эксплуатация технологических блоков предъявляет и более жесткие требования к надежной и бесперебойной работе аппаратов и оборудования, часть которого монтируется без резерва.
Ленгипронефтехим выполнил технический проект новой комбинированной установки ЛК.-9М, в состав которой включены современные технологические аппараты и оборудование для производства высококачественных товарных бензинов, предусмотрено использование процесса низкотемпературной изомеризации. Изменена схема газофракционирования (см. рис. XIV-4): из смеси легких углеводородов выделяется этан-пропановая фракция с последующим разделением ее на фракции сухого газа и пропана. Такое решение позволило повысить температуру конденсации верхнего продукта этановой колонны до 30—35 °С (против 5 °С на установке ЛК-6у), при давлении 3,0—3,5 МПа. В результате для конденсации верхнего продукта в зимнее время можно использовать оборотную воду, а в летнее время — захоложенную воду с температурой 7 °С [6].
Основные преимущества комбинированных установок:
сокращенные сроки строительства в связи с уменьшением строительно-монтажных работ;
меньшая длина дорогостоящих коммуникаций (технологические трубопроводы, кабели, трассы контроля и автоматики);
меньшая территория установки;
централизация управления всеми технологическими процессами (из одного помещения);
размещение однотипного оборудования и в специальных помещениях;
более низкие затраты на сооружение общезаводских объектов; резервуарных парков, сетей водопровода, канализации, автодорог и т. д.;
более высокая производительность труд.