Кинетика гидроформилирования олефинов описывается уравнением:
где Солеф и ССо — концентрация олефина и кобальта; pН2 и рСО — парциальные давления водорода и окиси углерода; а и b — константы.
Скорость реакции гидроформилирования зависит от структуры олефина. Значения констант скоростей гидроформилирования различных олефинов при 110°С приведены в табл. 40.
ТАБЛИЦА 40. Зависимость константы скорости гидроформилирования от строения олефинов [327]
Условия реакции: олефин — 0,5 моль, растворитель мстилциклогексан — 65 мл, дикобальтоктакарбонил — 8,2 ммоль (2,8 г), отношение CO/H2= 1/1, начальное давление при комнатной температуре 23,3 МПа
Линейные олефины |
k·103, мин-1 |
Изоолефины |
к·103, мин-1 |
1 -Пентен |
68,3 |
4-Метил-1-пентен |
64,3 |
1-Гексен |
66,2 |
2-Метил-1-пентен |
7,3 |
1-Гептен |
66,8 |
2,4,4-Триметил-1-пентен |
4,8 |
1-Октен |
65,6 |
|
|
1-Децен |
64,4 |
2,3,3-Триметил-1 -бутен |
4,3 |
1-Тетрадецен |
63,0 |
|
|
2-Пентен |
21,2 |
4-Метил-2-пентен |
16,2 |
2-Гексен |
18,1 |
2-Метил-2-пентен |
4,9 |
2-Гептен |
19,3 |
2,4,2-триметил-2-пентен |
2,3 |
З-Гептен |
20,0 |
|
|
2-Октен |
18,2 |
2,3-Диметил-2-бутен |
1,3 |
Как видно, молекулярная масса олефинов не оказывает влияния на их реакционную способность. С наибольшей скоростью вступают в реакцию линейные а-олефины. Смещение двойной связи внутрь молекулы уменьшает скорость реакции. В наибольшей степени на реакционную способность олефина оказывает влияние степени их разветвленности, причем, чем ближе к двойной связи расположен углеводородный заместитель, тем больше степень торможения реакции.
Энергия активации реакции уменьшается с ростом молекулярной массы олефинов, составляя, например, при гидроформилировании этилена 96, пропилена — 84, 1-пентена — 63 кДж/моль.
Основным недостатком «классического» кобальтового катализатора гидроформилирования является его невысокая селективность по альдегидам нормального строения. Изменяя параметры процесса (температуру, давление, концентрацию катализатора), соотношение выходов изомеров в продуктах оксосинтеза можно сдвинуть в сторону альдегида нормального строения, однако в лучшем случае содержание его в изомерной смеси не превышает 75—80 %. Внутренние олефины в присутствии карбонилов кобальта гидроформилируются в альдегиды нормального и изостроения в соотношении примерно 2/1.
В последние годы ведутся непрерывные поиски более селективных катализаторов гидроформилирования. Существенное улучшение показателей процесса стало, возможным при использовании кобальтовых и родиевых катализаторов, модифицированных фосфинами [328]. Первые публикации об использовании в реакции гидроформилирования кобальтового катализатора, модифицированного органическими фосфинами, принадлежат фирме Shell. Использование кобальтфосфиновых катализаторов позволяет повысить содержание продуктов нормального строения при гидроформилировании линейных а-олефинов до 90%. Это обясняется большим влиянием фосфина на скорость изомеризации ацилкобальткарбонила, нежели на скорость перехода ацилкобальткарбонила в альдегид. В то время, как на классическом катализаторе оксосинтеза (карбонилах кобальта) предельное соотношение продуктов нормального и изостроения составляет 4/1, на кобальтфосфиновом катализаторе оно увеличивается до 10/1. Воздействием кинетических факторов таких, как время реакции, состав газовой смеси, концентрация катализатора, повысить его дальше не удается. Это обясняется тем, что величина предельного -соотношения определяется термодинамическим фактором — равновесием между ацил- и изоацилкобальткарбонилами.
Высокая термическая устойчивость модифицированного фосфинами кобальтового катализатора позволяет проводить реакцию гидроформилирования при меньших давлениях (5 МПа) и более высоких температурах, т. е. в области параметров, недоступной для классического оксосинтеза из-за разрушения гидрокарбонила кобальта. Снижение рабочего давления позволяет несколько уменьшить величину капиталовложений в производство высших жирных спиртов.
Новый крупный шаг на пути модернизации процесса оксосинтеза был сделан, когда в качестве катализаторов были предложены соединения родия. Первая публикация по использованию родия в качестве катализатора гидроформилирования принадлежит Имянитову и Рудковскому [329].
Исследование влияния основных параметров реакции гидроформилирования в присутствии карбонилов родия на показатели процесса и состав получаемых продуктов выполнено в работах [330—332]. Полученные результаты позволили выявить основные технологические преимущества родиевых катализаторов в сравнении с кобальтовыми: 1) значительно большую активность, позволяющую осуществить процесс при массовой концентрации родия 0,0005—0,01 %; 2) независимость скорости реакции от строения олефинов; 3) большую селективность (выход альдегидов на родиевом катализаторе близок к количественному при степени превращения олефина 90—95%).
Эти преимущества позволяют использовать родиевые катализаторы для гидроформилирования сильно разветвленных олефинов или смесей олефинов различного строения.