Регенерация масел

Фильтрующие устройства

В зависимости от условий работы все фильтры можно разделить на две основные группы:

1.      предназначенные для фильтрации слитых отработанных ма­сел (эти фильтры могут работать как самостоятельные агрегаты или включаются в технологические схемы оборудования для очист­ки и регенерации нефтяных масел);

2.      используемые для фильтрации масел непосредственно в цир­куляционных системах смазки. Эта группа охватывает большое количество самых разнообразных фильтров, применяемых в системах смазки автомобилей, тракторов, авиационных двигателей, дизелей, станков и т.п.

Принятое подразделение фильтров, конечно, условно. Многие конструкции фильтров первой группы могут быть приспособлены также к циркуляционным системам смазки и наоборот; фильтры второй группы могут быть приспособлены для очистки загрязненных (отработанных) масел, слитых из механизмов.

В зависимости от средств, применяемых для создания напора, необходимого для проталкивания жидкости через поры фильтрую­щей среды, различают фильтры первой группы, работающие под действием:

а) гидростатического давления масла;

б) разрежения, создаваемого вакуум-насосами;

в) давления, создаваемого при помощи насосов или компрес­соров.

Все фильтры второй группы в основном работают под давле­нием, создаваемым масляными насосами.

Неотъемлемой составной частью фильтра любой конструкции является пористая фильтрующая перегородка, которая разделяет фильтруемую жидкость на фильтрат и осадок. Осадок задержи­вается на фильтрующей перегородке. Чистота фильтрата в значи­тельной мере зависит от материала перегородки. Ниже рассмо­трены материалы, применяемые в качестве перегородок для филь­тров. Следует отметить, что в последние годы фильтровальные ткани из волокна растительного и животного происхождения усту­пают место тканям из синтетических материалов и стекла, пористым металло-керамическим и пластмассовым материалам и др.

 

Материалы для фильтрующих перегородок

Фильтрующие перегородки представляют собой пористые фильтрующие среды, которыми покрывают рабочую поверхность фильтра. Материалы, используемые для фильтрующих перегоро­док, должны обладать следующими свойствами:

а) хорошо задерживать примеси из фильтруемой жидкости;

б) иметь небольшое гидравлическое сопротивление потоку фильтрата;

в) обладать устойчивостью против воздействия фильтруемых жидкостей;

г) иметь достаточную механическую прочность;

д) обладать теплостойкостью при температуре фильтрации.

Материалы для фильтрующих перегородок выбирают в зависи­мости от конструкции фильтра и условий очистки жидкости, а так­же свойств самой очищаемой жидкости.

Фильтрующие материалы могут быть органического и неорга­нического происхождения. Рассмотрим материалы указанных выше групп, применяемые как для очистки масел (отработанных и свежих) в стационарных условиях, так и для фильтрации масел непосредственно в машинах и механизмах.

Широко применяют в качестве пористых фильтрующих перего­родок волокнистые материалы и ткани. Их ежегодный расход в 1965 г. превышал 40 млн. м, а ежегодный выпуск таких специальных фильтровальных тканей, как фильтросванбой, фильтробельтинг, фильтромиткаль, фильтродиагональ, составлял около 8 млн. м, т. е. покрывал менее 20% от потребности в них [33].

Дефицит фильтровальных тканей приводит к тому, что пред­приятия и организации иногда применяют для фильтрования бязь, батист, шифон, марлю, бельтинг, шелковые и льняные ткани, ши­нельное сукно, войлок, шерсть. Это, естественно, ухудшает каче­ство получаемой продукции, снижает производительность фильт­ров, вследствие чего повышаются материальные затраты.

Поэтому разработка и применение новых фильтрующих мате­риалов взамен хлопчатобумажных, шерстяных и др. имеет боль­шое народнохозяйственное значение. В последнее время начали применять стеклянные и нетканые фильтрующие материалы и спе­циальную фильтровальную бумагу типа БФДТ, армированную микалентой, и т. д. Ниже рассмотрены основные материалы, приме­няемые в качестве перегородок для фильтрации масел, топлив и других жидких нефтепродуктов.