Регенерация масел

Саморазгружающиеся сепараторы

В РФ серийно выпускаются саморазгружаю­щиеся сепараторы (центрифуги), например типа СЦС-3, рассчи­танные на 6000 об/мин (рис. 32).

Сепаратор СЦС-3 предназначается для очистки смазочных ма­сел (дизельных, индустриальных и др.), а также топлив. Осадок отсепарированных примесей выгружается из барабана без оста­новки сепаратора.

Производительность сепаратора в зависимости от очищаемой жидкости и степени очистки колеблется от 100 до 4000 л/ч.

Степень очистки следующая:

а)  в обводненном масле или топливе, содержащем 10% воды, после сепарации ее должно быть не более 0,2%;

б) в загрязненных масле и топливе, содержащих не более 0,4% механических примесей, количество последних должно снизиться До 0,06%.

Очищаемая жидкость (см. рис. 32) всасывается шестеренчатым насосом (в случае необходимости — через паровой подогреватель) в барабан сепаратора, где вода и механические примеси отде­ляются. Очищенная жидкость тем же насосом (второй секцией) откачивается в соответствующую емкость. Отсепарированная вода самотеком отводится по соответствующим магистралям.

Технологическая схема сепаратора СЦС-3

Рис. 32. Технологическая схема сепаратора СЦС-3:

1 — сепаратор; 2 — расходный бак буферной воды; 3, 7 — фильтры; 5 — цистерна чистого масла; 6 — шламовый насос; 8 — цистерна шлама; 9 — цистерна грязного масла; цистерна отсепарированной воды.

 Выгружаемые из барабана грязь и часть воды через приемник шлама выводятся в грязевую емкость. Система выгрузки осадка — гидравлическая. Воду для создания водяного затвора и промывки барабана подают по специальной магистрали, а для закрывания и открывания (загрузки) барабана — из бака, который должен быть расположен выше барабана не менее чем на 1,5 м.

Если уровень очищаемой жидкости ниже насоса на 1—2,5 м, на конце всасывающей магистрали рекомендуется устанавливать об­ратный клапан, удерживающий жидкость в ней во время оста­новки сепаратора.

Принцип разгрузки барабана от осадка следующий (рис. 33). На цилиндрической части корпуса 1 барабана профрезерованы пазы, через которые под действием центробежных сил удаляются механические примеси из внутренней полости барабана. Во время сепарации эти пазы перекрыты затвором 2 и процесс протекает, как в обычных сепараторах. Затвор может перемещаться в вертикальном направлении. В верхнем положении (левая половина рис. 33) он, прижимаясь к уплотнительному кольцу, закрывает разгрузочные пазы; в нижнем положении (правая половина рис. 33) — открывает.

Перемещение затвора происходит следующим образом: между затвором и тарелкодержателем, затвором и основанием барабана имеются кольцевые полости А и Б. Причем вследствие того, что отверстия а затвора находятся ближе к оси вращения, чем отверстия б в корпусе барабана, давление воды над затвором больше давления под ним. После того как барабан достиг полного числа оборотов (затвор при этом находится в нижнем положении), открывают кран в магистрали буферной воды. Через отверстия в и г
вода попадает в полости А и Б. Из полости А вода вытекает по каналу д. В полости Б вода остается (излишки вытекают через отверстие б) и своим давлением перемещает затвор в верхнее положение, перекрывая разгрузочные пазы. После этого в барабан подается жидкость на сепарацию.

С течением времени в барабане на периферии (у стенок) накапливается шлам и по мере его накопления проводят разгрузку. При этом подачу масла (или топлива) в барабан прекращают и подают воду при температуре, равной температуре сепарируемой жидкости, для вытеснения из барабана сепарируемого продукта. После этого открывают кран буферной воды. Так как диаметр отверстия в больше диаметра отверстия г и число отверстий в больше, то основная масса воды попадает в полость А, причем количество воды, вытекающей из отверстия д, меньше, чем поступающей в полость А, и благодаря этому над затвором в полости А развивается более высокое давление по сравнению с давлением в полости Б. Затвор опускается в нижнее положение, открывая разгрузочные пазы. Шлам вылетает из барабана. Подача буферной воды прекращается; вода из полости А вытекает через отверстие д и давление падает. Затвор под действием давления в полости Б перемещается в верхнее положение, и сепарируемая жидкость снова подается в барабан.

Барабан сепаратора СЦС-3

Рис. 33. Барабан сепаратора СЦС-3:

1 — корпус барабана; 2 — затвор; 3 —тарелкодержатели; 4 — пакет тарелок; 5 — крышка бара­бана; 6 — гайка корпуса; 7 —гайка крышки; 8 — кольцо регулировочное; 9 — горловина водя­ная; 10 — горловина грязевая; 11 — кольцо уплотнительное; 12 — тарелка защитная; 13 — кольцо.

А, Б — кольцевые полости; а, б, в, г, д — каналы.

 Ниже приведены примерные температуры (в °С) нагрева нефте­продуктов при очистке на сепараторе СЦС-3:

Топливо

 

для быстроходных дизелей

20

моторное

 

ДТ-1 и ДТ-2

50—60

ДТ-3

65—75

Масло дизельное

 

для тихоходных дизелей

60—70

Дп-8 и ДС-8            

60—70

Д-11, Дп-11, Дп-14 и ДС-11

70—80

При работе на режиме сепарации необходимо правильно под­бирать регулирующее кольцо в барабане сепаратора. В комплект барабана входит семь колец диаметрами 94; 96; 98; 100; 106; 110; 114 мм. Установка кольца того или иного диаметра зависит от плотности сепарируемых жидкостей. Чем больше плотность топ­лива или масла, тем меньше должен быть диаметр регулирующего кольца. При подборе регулирующего кольца можно использовать приведенные ниже ориентировочные данные:

Плотность сепарируе­мой жидко­сти, г/см3

0,98—0,97

0,96—0,95

0,94—0,93

0,92—0,91

0,90— 0,89

0,88—0,87

0,86—0,84

Диаметр регулирую­щего коль­ца, мм

94

96

98

100

106

110

114

 Саморазгружающиеся сепараторы, помимо очистки свежих ма­сел (и топлив) от механических примесей и воды, могут быть ис­пользованы и для очистки отработанных масел, не требующих от­гона горючего, а также для отделения отбеливающей глины при контактной обработке масел.