Во ВНИИ НП разработан процесс очистки масляных дистиллятов (и отработанных масел) адсорбентом в движущемся слое. Этот метод позволяет расширить ассортимент нефтей, вовлекаемых в масляное производство, получить масла высокого качества по цвету (вплоть до бесцветных) и увеличить их выход (в среднем на 15%) по сравнению с очисткой избирательными растворителями. Очистка движущимся адсорбентом обеспечивает максимальный переход в масло нафтеновых углеводородов (около 99%), значительного количества ароматических углеводородов с положительным индексом вязкости (77%) и минимальное количество смол.
Непрерывный процесс очистки масел в движущемся слое адсорбента заключается в следующем. Сырье смешивают с растворителем — бензин Б-70 или БР-1 («Галоша») в соотношении 1 : 1. Разбавленное сырье из смесителя насосом подается в нижнюю часть адсорбера, где оно движется снизу вверх. Навстречу сырью непрерывно движется сравнительно плотным слоем микросферический адсорбент (размер частиц 0,25—0,5 мм). Расход адсорбента на сырье 2-4-кратный. Отработанный (насыщенный) адсорбент из адсорбера поступает непрерывно на регенерацию и снова в процесс. Таким образом, он непрерывно циркулирует в системе адсорбер — десорбер—адсорбер и т. д. Адсорбент при регенерации проходит последовательно следующие стадии: промывка растворителем (тем же бензином, что и для разбавления сырья), просушка воздухом, продувка острым паром и обжиг в специальной печи при 600—650° С. Весь процесс регенерации адсорбента проводят непрерывно и с таким расчетом, чтобы он после восстановления поступал в адсорбер. Предусматривается замкнутый цикл очистки одним и тем же адсорбентом, введенным в систему, последовательно проходящим стадии адсорбции и десорбции. После первой регенерации эффективность адсорбента снижается до 95% и на этом уровне удерживается постоянно. Потери адсорбента обусловлены в основном измельчением его в системе и выносом этой мелочи с воздухом. В среднем потери составляют 0,3—0,5% на сырье. Для компенсации потерянного адсорбента нужно добавлять в год примерно 20% от количества, загруженного в замкнутую систему адсорбционной установки.
Процесс адсорбционной очистки проводится при 40° С, десорбции бензином — при 70° С.
Разработан проект установки по очистке отработанного дизельного масла в движущемся слое адсорбента по методу ВНИИ НП. Перед проведением процесса адсорбционной очистки от сырья необходимо отогнать горючее и методом коагуляции удалить мелкодисперсные углисто-сажистые и другие примеси.
Следует отметить, что для процесса очистки масла движущимся адсорбентом необходим микросферический адсорбент (размер частиц 0,2—0,5 мм). Он бывает синтетический и природный. Микросферические адсорбенты получают путем размола и воздушной сепарации крошки шарикового алюмосиликатного катализатора (синтетический) и отбеливающих глин (природный, например трошковский).
В ближайшее время будут вырабатываться микросферические адсорбенты алюмосиликатные и природные из отбеливающих глин.