Регенерация масел

Изменение качества индустриальных масел

Индустриальными маслами смазывают в основном такие узлы трения, как подшипники, валы, цапфы, втулки и т. п. В зависи­мости от конструкций и условий работы механизмов применяются различные системы смазки и смазочные устройства.

Система смазки, при которой каждая пара трущихся поверхно­стей смазывается отдельно, независимо одна от другой называется индивидуальной. Если же от одного смазочного устройства сма­зывается одновременно несколько трущихся пар, такая система называется централизованной.

По времени подачи смазки к трущимся парам различают пе­риодическую и непрерывную системы смазки (при периодической масло подается через определенные промежутки времени, при не­прерывной — непрерывно в течение всей работы механизма).

Смазка может подаваться к трущимся деталям самотеком и под давлением от специального насоса (принудительная).

Система смазки может быть проточной, когда масло исполь­зуется однократно и не возвращается обратно к смазочным по­верхностям; циркуляционной, когда масло многократно циркули­рует в системе, и смешанной, т. е. для части трущихся пар проточ­ной, а для других — циркуляционной.

На рис. 3 показана централизованная циркуляционная подача жидкой смазки под давлением. В этой системе отработанное масло стекает по трубе 1 в маслосборник 2, где фильтруется и отстаивается, после чего насосом 3 подается через фильтр-холодильник 4 в общую маслопроводящую магистраль 5, а из нее распределяется по смазываемым точкам.

 

Централизованная система смазки

 Рис. 3. Централизованная система смазки:

1 — труба; 2—маслосборник; 3 — насос; 4 — фильтр-холодильник; 5 — маслопроводящая маги­страль; 6 — запасной насос; 7, 8 — обводные маслопроводы; 9 — вентили; 10 — обратные кла­паны; 11 — предохранительный клапан; 12 — сбросовая труба; 13 — манометр; 14 — термометр; 15 — указатель движения масла; 16 — электроподогреватель.

  На рис. 4 приведена схема установки автоматической смазоч­ной системы, снабженной аппаратурой для очистки масла от меха­нических примесей и воды. Масло очищается периодически, неза­висимо от работы всей смазочной системы. Из отстойника оно по­дается основным или запасным насосом через подогреватель (где нагревается до 80° С) в центрифугу, из которой очищенное масло поступает в отстойник (резервуар).

На рис. 5 показана схема циркуляционной смазки коробки ско­ростей токарного станка. Из резервуара 1 насосом 2 масло по­дается через фильтр 3 в маслораспределитель 4. Отработанное масло собирается в коробке скоростей и стекает по трубке 5 в ре­зервуар.

Индустриальные масла работают при сравнительно невысоких температурах (не выше 65—70°С). Изменение качества их происходит в основном в результате загрязнения механическими примесями (песком, пылью, волокнами, частицами металла) и обвод­нения.  

Автоматическая циркуляционная система смазки

 Рис. 4. Автоматическая циркуляционная система смазки:

1 - маслоотводящая линия; 2-отстойник; 3, 4 — змеевики для подогрева масла; 5, 20 -основ­ные насосы; 6, 21 — запасные насосы; 7 — предохранительный клапан; 8 — фильтр; 9 — электро­привод; 10 — маслоохладитель; 11 — маслопровод; 12 — пресс-бак; 13, 14 — реле управления основ­ного и запасного насосов; 15 — реле сигнализации; 16 — манометр; 17 — паровой змеевик; 18 — вентиль; 19 — обратные клапаны; 22 — подогреватель; 23 — центрифуга; 24 — указатель дви­жения масла.

 

Схема смазки коробки скоростей токарного станка

 Рис. 5. Схема смазки коробки скоростей токарного станка:

1 — резервуар; 2 — насос; 3 — фильтр; 4 — маслопровод-распределитель; 5 — трубка.

При циркуляционной системе смазки и длительном пребывании масла в системе в нем неизбежно протекают окислительные про­цессы с образованием смолисто-асфальтовых веществ, образующих шлам, отлагающийся в виде осадка. При этом повышается кис­лотное число масла и его зольность (главным образом за счет ме­ханических примесей).

В табл. 3 приведены данные, характеризующие изменение свойств индустриальных масел в процессе их эксплуатации.

ТАБЛИЦА 3 Изменение свойств индустриальных масел, отобранных из систем металлорежущих станков

Станки

Вязкость V50, сСт

Содержание

примесей

Зольность,

%

Кислотное число, мг КОН/г

суммар­

ное

несгора­

емых

Зубофрезерный (коробка ско­ростей)

23,0

0,008

0,003

0,008

0,07

Зубодолбежный (ванна)

42,3

0,9228

0,377

1,2880

0,28

Карусельный   

42,5

0,0114

0,0124

0,0190

0,23

Токарный

 

 

 

 

 

1К62

29,3

0,039

0,027

0,0435

0,27

автомат       

43,0

0,072

0,0616

0,0712

0,29

Продольно-шлифовальный (гидравлическая система)

43,0

0,031

0,0212

0,0326

0,099

Токарно-копировальный полу­автомат (гидравлическая система)

22,1

0,008

0,005

0,0271

 

Внутришлифовальный (гид­равлическая система)

40,2

0,0515

0,038

0,0385

0,37