Регенерация масел

Разжижение масла топливом

Масла, применяемые для двигателей внутреннего сго­рания, не только смазывают трущиеся поверхности и отводят тепло, но и создают затвор между поверхностями цилиндров и поршне­выми кольцами, препятствуя прорыву газов из цилиндров в кар­тер. Изменение вязкости таких масел при разбавлении тяжелыми фракциями горючего имеет большое значение.

Поступающая из карбюраторов в цилиндры двигателя рабочая смесь состоит из воздуха и горючего в парообразном состоянии и в виде капель. Последние оседают на стенках цилиндров и смеши­ваются с маслом. Кроме того, в начале работы двигателя, осо­бенно при его запуске, пары топлива могут конденсироваться на холодных внутренних стенках цилиндров и попадать таким обра­зом в масло.

Величины удельных нагрузок и скоростей взаимного движения деталей в узлах трения двигателя внутреннего сгорания таковы, что полноценную смазку можно было бы обеспечить при помощи масла значительно меньшей вязкости, чем у применяемых в на­стоящее время. Неизбежность разбавления масла горючим и свя­занное с этим снижение вязкости работающего масла вызывают необходимость использовать масла с достаточным запасом вяз­кости. Обычно в отработанных авиационных маслах содержание бензина составляет 2—3%, в автомобильных маслах — 3—7%. Сле­довательно, чем тяжелее применяемое топливо, т. е. чем выше тем­пература его выкипания, тем медленнее оно испаряется, легче кон­денсируется и тем интенсивнее происходит разжижение масла. Действительно, если температура конца кипения авиационного бензина 180° С, то степень разжижения отработанного авиацион­ного масла не превышает 3%; при температуре конца кипения ав­томобильных бензинов 195° С (А = 72) и 205° С (А = 66) степень разжижения масла при работе на этих топливах соответственно увеличивается до 7%, а в некоторых случаях — до 10%. Содержа­ние в масле более 10% бензина считается недопустимым, так как при этом сильно увеличивается износ двигателя. 

Степень разжижения масла горючим зависит также от конструкции и состояния двигателя. Чем больше изношен двигатель, тем значительнее разжижение  масла.

В технически исправных дизельных двигателях при правильной их эксплуатации разбавление масла практически ничтожно; однако в большинстве случаев оно
повышается до 3—7%, а иногда до 10%.

Как правило, разжижение, масла горючим особенно интенсивно происходит в первые часы работы двигателей, затем скорость процесса значительно снижается, и, наконец, содержаниегорючего в маслах стабилизируется. Это можно объяснить тем, что, видимо, наряду с поступлением конденсата горючего в масло происходит его испарение, и, кроме того, тем, что через определенные промежутки времени доливают свежее масло.

В результате разжижения топлива соответственно понижается температура вспышки и вязкость масла (табл. 2).

Из табл. 2 видно, что даже при небольшом содержании топлив­ных фракций в масле значительно снижается его температура вспышки.

ТАБЛИЦА 2

Влияние содержания топливных фракций в масле на его температуру вспышки

Содержание в масле, %

Вязкость V100, сСт

Температура

вспышки

°С

бензина

дизельного

топлива

0

 

8,8

194

3

7,5

79

5

6,9

65

7

6,1

48

3

8,1

155

5

7,7

148

 

На рис. 2 показаны кривые изменения вязкости и температуры вспышки масла Дп-11 в зависимости от содержания в нем дизель­ного топлива.

Изменение вязкости и температуры вспышки масла Дп-11 в зависимости от содержания в нем дизельного топлива

Рис. 2. Изменение вязкости и температуры вспышки масла Дп-11 в за­висимости от содержания в нем дизельного топлива:

1 — вязкость; 2 —температура вспышки.

 

Чем выше температура вспышки, тем большее время масло со­храняет первоначальные свойства при нагревании, тем меньше нагарообразование и испаряемость. Температурой вспышки харак­теризуется также огнеопасность масла.

При регенерации таких масел на современных маслорегенера­ционных установках практически полностью удаляются разжи­жающие компоненты.

Разжижение масла в карбюраторных двигателях в настоящее время происходит реже в основном за счет применения зимних бензинов с повышенной испаряемостью (ГОСТ 2084—67).