Разработку катализаторов для гидрирования оксида углерода вели в двух направлениях с разными целями — для синтеза Фишера — Тропша и для производства газа SNG конверсией метана в присутствии водяного пара [26].
В синтезе Фишера — Тропша были использованы кобальтовые, а позже железные катализаторы; первоначально исследованные никелевые катализаторы применения не получили. Затем оказалось, что последние наиболее пригодны как для расщепления углеводородов, так и для синтеза метана. Кроме никеля в качестве основного компонента катализаторов расщепления и метанирования были предложены и другие элементы (Со, Mo, W, Pt, Pd), которые, однако, несмотря на определенные преимущества (большая стойкость к ядам) уступали никелевым катализаторам, улучшенным добавкой промоторов.
Для метанирования стремятся создать катализаторы с возможно большей удельной поверхностью, термически и механически стабильные. Это достигается применением соответствующего носителя и добавкой эффективных структурирующих промоторов. Содержание активного металла для обеспечения максимальных длительности работы катализатора и сохранения его активности должно быть достаточно высоким. Оно редко бывает ниже 35% от массы готового катализатора.
Для выполнения этого требования при получении катализаторов применяли прежде всего пропитку и осаждение. Однако пропитка носителя основным компонентом и активаторами позволяет нанести только ограниченное количество металла и нередко затрудняет сохранение имеющейся поверхности и структуры пор носителя. Поэтому предпочтительнее осажденные катализаторы из-за их существенно большей гибкости — возможности сочетания основного компонента, активатора и носителя. Получение катализатора другими способами, например спеканием оксидов или разложением термически нестабильных солей металлов, не получило распространения.
Подробно исследовали строение трудно восстанавливаемых оксидов, содержащихся в активных компонентах катализатора; при этом наряду с повышением активности катализатора стремились) к стабилизации его кристаллической структуры и, тем самым, к повышению стабильности к возможным термическим и механическим нагрузкам. Наряду с повышением активности преобладающее большинство оксидных носителей прежде всего стабилизирует структуру катализатора и улучшает его механические свойства, Предпочтительными носителями являются оксид алюминия или диоксид кремния, а также оксиды титана(IV), циркония(IV), тория (IV) и хрома (III) или их смеси.
Классический катализатор метанирования [4, 5] — осажденный никелевый катализатор на кизельгуре, промотированный оксидом магния. Его применяли в промышленности в реакторах со стационарным слоем, он активен уже при температурах <200°С. При атмосферном или несколько повышенном давлении и при объемной скорости газа 500—800 ч-1 на этом катализаторе достигается практически полное метанирование смеси СО + Н2. Из-за высокой удельной активности катализаторов такого типа выше 250 °С начинает протекать реакция Будуара и наблюдается заметное отложение углерода, поэтому требуется тщательно контролировать температуру и нагрузку на катализатор.
Дальнейшие разработки были направлены на создание прочных и термически стабильных катализаторов, пригодных для расщепления и для метанирования. Кизельгур из-за его ограниченной стабильности был заменен другими носителями (оксид алюминия или алюмосиликат), которые комбинировали с металлами VIII группы, прежде всего с никелем [27, 28]. В качестве носителя предлагались также керамические материалы [29]. Были исследованы активность и структурные свойства большого числа трудновосстанавливаемых оксидов разных элементов [19, 27, 30, 31].
Рассматривая некоторые сложные катализаторы, можно видеть, что высокую активность в расщеплении и метанировании имеет оксид никеля на оксиде кремния или алюминия. Успех в получении осажденных катализаторов стал ясен в результате недавно предложенного способа [32], по которому получают достаточно хорошо кристаллизуемый осадок, имеющий состав
Ni6А12(ОН)16СО3 • 4Н2О
и являющийся воспроизводимой основой катализатора. После термической обработки (для удаления воды и диоксида углерода) получают готовый катализатор с высокими активностью и термической стабильностью. В промышленных установках получения высококалорийного газа из бензина уже применяют такие катализаторы, чтобы повысить теплоту сгорания получаемого газа за счет его метанирования. Однако в случае метанирования смеси СО+Н2, получающейся при газификации угля, предполагаются значительно более высокие нагрузки и температуры. Поэтому окончательно оценить производительность катализаторов метанирования можно только после ввода в эксплуатацию достаточно крупной установки по переработке угля в газ.