Высшие олефины

Оценки перспективности их применения синтетических масел

Оценки перспективности их применения были противоречивы. Так, фирма Sun Petroleum Products считала, что продажа синтетиче­ских масел для автомобильных двигателей к 1985 г. должна воз­расти до 37,8 млн. л. Фирма Gulf Oil оценивала эту величину в 68—76 млн. л, а фирма Mobil Oil в 150—265 млн. л [289].

В начале 1980 г. ситуация стала более ясной. Опыт эксплуата­ции синтетических масел в автомобилях оказался успешным. 80-е годы рассматриваются теперь как период значительного роста производства синтетических смазочных материалов. Согласно оценки, приведенной в [296], потребление синтетических моторных масел в автомобильной промышленности США к 1985 г. возра­стает до 83,3—98,4 млн. л/год. Предполагается одновременный рост потребления синтетических трансмиссионных масел, а также гидравлических жидкостей.

В целом оценка потребления (в млн. л) синтетических продук­тов для получения смазочных масел в США выглядит следующим образом [296]:

 

1976 г.

1981 г.

1985-1986 гг.

Полигликоли

75,7

76,7

68,1

Сложные эфиры фосфорной кислоты

22,7

30,3

34,1

Органические сложные эфиры

41,6

68,1

109,8

диэфиры дикарбоновых кислот

18,9

45,4

эфиры многоатомных спиртов

22,7

64,4

Углеводороды

41,6

60,6

87,1

алкилбензолы

7,6

15,1

18,9

поли-а-олефины

11,2

22,7

45,4

полибутилены

11,4

11,4

11,4

полифенилы и пр.

11,4

11,4

11,4

Силиконы

3,8

7,6

7,6

Прочие

18,9

30,3

37,9

Итого

204,3

272,6

344,6

 

Отмечается даже возможное возникновение трудностей с обес­печением производства масел необходимым количеством промежуточных продуктов для синтеза сложных эфиров многоатомных спиртов, в частности жирных кислот с короткими цепями.

Доля синтетических моторных масел, составляя в 1979 г. ≈1 % от общего объема их производства в США, возрастет к 1985 г. до 8 %, а к 1987 г. — до 10 % [297].

Ниже представлены данные по предполагаемым объемам (в тыс. т/год) производства смазочных материалов на синтетиче­ской основе в США:

 

1977 г.

1982 г.

1987 г.

Масла на основе

 

 

 

поли-а-олефинов

16

58,8

123,4

диэфиров

18

58,0

131,5

полиолов

32

55,9

90,8

диалкилбензолов

7,3

22,2

50,0

 

Синтетические масла используются не только для смазки дви­гателей. Загущая поли-а-олефины глиной, поликарбамидом или алюминиевыми комплексами, получают пластические смазки, а добавляя серу- и фосфорсодержащие присадки — трансмиссионные масла [298].

Пластические смазки на основе поли-а-олефинов характери­зуются высокой температурой каплепадения, низкими потерями за счет испарения, обеспечивают низкий пустой момент, превосходя по этим показателям нефтяные масла. Срок службы подшипников, смазываемых такими смазками, увеличивается в 4,5 раза.

Трансмиссионные масла на основе поли-а-олефинов превосхо­дят нефтяные масла по индексу вязкости, противозадирным свой­ствам, окислительной стабильности. Кроме того, здесь важна низ­котемпературная текучесть поли-а-олефинов и их повышенная приемистость к дисульфиду молибдена [295].

Другой важной областью применения олигомеров а-олефинов является получение композиций для чистки двигателей, масел для газовых турбин, компрессоров, диффузионных насосов, холодиль­ников [295].

Интересны данные [295] о применении олигомеров а-олефинов в качестве сырья для косметических средств. Указывается, что по сравнению с традиционными веществами (жидкими парафинами и скваланом) олигомеры а-олефинов отличаются превосходными смачивающими свойствами, отсутствием липкости, и даже пред­ставляют собой эффективные питательные вещества для кожи. Поэтому их применяют в производстве разнообразных кремов, мягчителей, жидкой пудры и других косметических средств.

Таким образом, анализ имеющихся в литературе данных убе­дительно свидетельствует об устойчивости тенденции роста объ­емов и областей применения синтетических смазочных материалов. Важное место среди таких материалов занимают поли-а-олефины и диалкилбензолы. Рассмотрим несколько подробнее вопросы, свя­занные с их синтезом и применением в качестве основы синтетиче­ских масел.