Для получения катализатора с повышенной механической прочностью российские исследователи использовали «бискелетный» синтетический носитель [195, 197]. Основа носителя — активный уголь марки БАУ, который обрабатывается последовательно раствором жидкого стекла и серной кислотой. После отмывки от солей натрия, сушки и прокалки получают бискелетный носитель — скелет силикагеля в скелете зерен активного угля. Затем носитель обрабатывают фосфорной кислотой, большая часть которой прочно связывается с силикагелем, образуя силикофосфорные кислоты. Остальная часть фосфорной кислоты в свободном виде прочно удерживается на поверхности катализатора.
Сопоставление результатов работы катализатора на бискелетном носителе с образцом промышленного катализатора фосфорная кислота на кизельгуре, показало, что бискелетный катализатор обеспечивает тот же выход целевой фракции, но по общему съему олигомеризата превосходит промышленный. Механическая прочность катализатора на бискелетном носителе оказалась выше, чем промышленного. В то время как промышленный катализатор разрушался через 25 сут, бискелетный контакт продолжал работать с высокой производительностью. Однако несмотря на эти преимущества бискелетный катализатор также не получил промышленного внедрения, очевидно из-за сложной и трудоемкой технологии синтеаа носителя [195, 197].
В 1969 г. французский институт нефти объявил [198] о создании нового промышленного фосфорнокислотного катализатора, который не разрушается парами воды. Процесс приготовления его довольно сложен. На первой стадии экструдированную окись кремния с содержанием основного вещества 96—99 % (объем пор 0,8—1,3 см3/г), пропитывают полифосфорной кислотой при 90— 180°С. Процесс проводится таким образом, чтобы сырой катализатор после пропитки содержал 60—70 % фосфорного ангидрида.
Затем катализатор прокаливают при 550—1000 °С до тех пор, пока содержание фосфорного ангидрида, экстрагируемого водой при 20°С, не уменьшится до 15%. Реактивация катализатора проводится парами воды при 100—800°С. При этом содержание фосфорного ангидрида, экстрагируемого водой, вновь возрастает и доводится до 30% (не более) (пат. ФРГ 1954326).
Синтезированный таким образом катализатор проявляет высокую активность в реакциях олигомеризации пропилена и соолигомеризации пропилена с бутиленами [195, 198].
В обзоре [195] рассмотрены и другие методы повышения активности и селективности фосфорнокислотного катализатора — путем введения а него фосфатов никеля, меди, щелочных и щелочно-земельных металлов, а также обработкой его галогенсодержащими соединениями, окислами серы, полициклическими ароматическими соединениями и т. д. Однако нет данных, что эти усовершенствования используются в промышленности.
Американская фирма Kellog предложила проводить процесс олигомеризации олефинов с использованием пирофосфата меди, а фирма California Research на фосфорной кислоте, нанесенной на кварц. Германскими фирмами в 30—40-х годах разработан процесс с катализаторами, представляющими собой уголь, пропитанный 35—48 % фосфорной кислоты. Авторы [197] проведи сравнение этих катализаторов (табл. 24) и пришли к выводу, что с точки зрения расхода катализатора и степени превращения олефинов - все же наиболее предпочтителен процесс на катализаторе фосфорная кислота на кизельгуре. Однако серьезный недостаток этого катализатора—низкая первоначальная механическая прочность и ее уменьшение во время эксплуатации. Под действием реакционной среды контакт, размягчается, деформируется, спрессовывается в сплошную массу еще до потери активности. Рост перепада давления в реакторе ведет к вынужденному прекращению работы.
ТАБЛИЦА 24. Сравнительная характеристика некоторых промышленных катализаторов олигомеризации
Состав сырья (в %): С3Н6-13; изо-С4Н8-6,0; С4Н8-16,1; С3Н8-33,4; С4Н10-30,0.
Показатели | Катализатор | ||||
фосфорная кислота на кизельгуре | пирофосфат меди | жидкая фосфорная кислота | фосфорная кислота на угле | ||
Температура, °С | 205 | 190 | 205 | 200 | 190—200 |
Давление, МПа | 6,3 | 3,5 | 6,0 | 3,5 | 3,0 |
Объемная скорость, ч-1 |
|
| 1,2—1,8 | 1,0 | 0,3 |
Степень превращения олефинов, % | 89 | 83 | 72 | — | 80-85 |
Расход катализатора, % | 0,09-0,11 | 0,23-0,22 | 0,125 | 0,09 | 0,21 |
Съем полимера, г/(кг-ч) | 900—1000 | 450—750 | 1100 | 1140 | 480 |
Выгрузка деформированного катализатора чрезвычайно затруднительна, так как ее приходится производить высверливанием [195].