Бензин

Метод определения склонности к образованию паровых пробок

Метод основан на определении фазового соотношения пар-жидкость, т.е. отношения объемов паровой и жидкой фаз испытуемого бензина, испарившегося при определенных условиях. В соответствии с ГОСТ 22055—76 испытание проводится с использованием установки, схема которой представлена на рис. 13.1. Основным узлом установки является паровая бюретка 2, изготовленная из стекла. Нижний боковой отвод паровой бюретки закрывается пробкой из эластичной резины 3. Бюретку 2 и уравнительную склянку 5 заполняют глицерином.

Для проведения испытания 1 см3 испытуемого бензина с помощью медицинского шприца вводится в бюретку 2 через резиновую пробку 3. Затем бюретку полностью погружают в водяную баню 1, нагретую до температуры 40—45°С. Наблюдают за увеличением объема паров бензина в бюретке 2 и после прекращения испарения бензина измеряют объем паров, совмещая уровни бензина в бюретке и глицерина в уравнительной склянке 5. Отношение объема пара (в см3) к объему введенного в бюретку 2 бензина (1 см3) и составляет соотношение пар-жидкость испытуемого бензина при данной температуре. Увеличивают температуру в бане 1 на 4—6°С и снова определяют соотношение пар—жидкость. Проводят несколько таких определений соотношения пар—жидкость, каждый раз увеличивая температуру в водяной бане на 4—6°С, пока фазовое соотношение не достигнет величины 30—40. По результатам испытаний строят график зависимости изменения фазового соотношения от температуры (рис. 13.2), по которому определяют точную температуру, соответствующую соотношению пар—жидкость, равному 20. Эта температура считается критической, после достижения которой при дальнейшем нагревании бензина в топливной системе двигателя возможно образование паровой пробки.