Бензин

Коэффициент диффузии, поверхностное натяжение. Испарение бензина в двигателе

В результате диффузии концентрация испарившихся моле-кул над поверхностью топлива понижается и испаряются новые молекулы топлива. Чем больше скорость диффузии паров топлива, тем быстрее оно испаряется. Скорость диффузии паров, согласно закону Фика, пропорциональна градиенту концентрации диффундирующего вещества.
С повышением температуры коэффициент диффузии рас-тет, а с повышением давления — уменьшается.
В связи с тем что значения коэффициента диффузии для бензинов различного происхождения довольно близки, в той же таблице даны средние данные для бензинов, которые могут быть использованы в расчетах.
Строго под термином диффузия понимают распростране-ние вещества в какой-либо среде, обусловленное неодинако-востью концентрации в ней и происходящее лишь за счет теплового движения молекул при отсутствии конвекции (токов перемешивания). Однако для оценки испарения бензина во впускном трубопроводе определяют коэффициент диффузии и при различных скоростях движения воздуха. Установлено, что диффузия паров бензина в неподвижный воздух меньше, чем в движущийся.
В соответствии с законом Дальтона скорость испарения жидкости прямо пропорциональна величине поверхности испарения. В случае испарения бензина во впускной системе двигателя поверхность испарения зависит от тонкости распыления, которая зависит как от условий распыления (величины и формы отверстия распылителя и скорости воздуха в диффузоре), так и от свойств топлива и в первую очередь от величины поверхностного натяжения.
Приближенно принято считать, что при истечении бензина из распылителя постоянного сечения средний радиус капель прямо пропорционален поверхностному натяжению.
Поверхностное натяжение характеризует состояние поверхности жидкости, оно численно выражается той работой, которую необходимо совершить для образования единицы поверхности. Эта работа затрачивается на преодоление сил притяжения между молекулами при выходе их в поверхностный слой. Поверхностное натяжение углеводородов зависит от их строения. Парафиновые углеводороды, выкипающие в пределах 65—300°С, имеют поверхностное натяжение в пределах 18—28 эрг/см2, у нафтеновых углеводородов оно несколько выше — 22—29 эрг/см2, ароматических еще выше — 28—32 эрг/см2. Для автомобильных бензинов поверхностное натяжение равно 20—24 эрг/см2.
Мы говорили о поверхностном натяжении углеводородов и топлив на границе раздела с воздухом. На границе раздела с другими средами поверхностное натяжение может значительно отличаться. В частности, поверхностное натяжение бензинов на границе с водой составляет 47—50 эрг/см2.
С повышением температуры поверхностное натяжение уг-леводородов и моторных топлив уменьшается и становится рав-ным нулю при критической температуре.