Бензин

Бензины каталитического риформинга. Углеводородный состав бензинов

При каталитическом риформинге прямогонных бензиновых фракций в основном протекают реакции следующих трех типов:
ароматизации исходного сырья путем дегидроциклизации парафинов, дегидроизомеризации алкилциклопентанов, дегидрирования циклогексанов; изомеризации; гидрокрекинга.
Протекание всех указанных реакций риформинга ведет к увеличению октанового числа бензина.
Парафины при каталитическом риформинге превращаются в ароматические углеводороды путем дегидроциклизации. Если исходный парафин содержит менее шести атомов углерода в основной цепи, то ароматизации предшествует изомеризация с удлинением основной цепи. Скорость ароматизации возрастает с увеличением длины основной цепи. Парафиновые углеводороды, содержащие десять и более атомов углерода, образуют ароматические углеводороды с конденсированными кольцами. В результате дегидроциклизации парафинов образуются гомологи бензола и нафталина с максимальным содержанием ме-тильных заместителей в ядре (исходя из строения исходного парафина). Гидрокрекинг парафинов приводит к образованию низкомолекулярных соединений. Значение гидрокрекинга в процессе риформинга неоднозначно. С одной стороны, уменьшение молекулярной массы парафиновых углеводородов приводит к повышению октанового числа, а с другой — образование значительного количества низкомолекулярных газообразных продуктов снижает выход бензина.
Нафтеновые углеводороды при каталитическом риформинге также подвергаются изомеризации, дегидрированию до ароматических углеводородов и гидрокрекингу. Шестичленные наф-тены изомеризуются в пятичленные. Однако в основном наблюдается дегидрирование нафтенов с образованием бензола и его гомологов. Бициклические шестичленные циклоалканы также легко дегидрируются с образованием производных нафталина. Гидрокрекинг шестичленных циклоалканов происходит в незначительной степени. Скорость дегидрирова-ния шестичленных циклоалканов значительно выше скорости изомеризации в пятичленные и гидрокрекинга. Поэтому они практически на 100% превращаются в ароматические углево-дороды. Пятичленные замещенные циклоалканы в условиях риформинга вступают в реакции изомеризации по изменению положения заместителей в кольце, дегидроизомеризации с образованием бензола и его гомологов и гидрокрекинга с раскрытием кольца и образованием н-гексана. Скорость реакции дегидроизомеризации метилциклопентанов выше, чем изомеризации и гидрокрекинга. Поэтому выход бензола при риформинге метилциклопентана достигает 60-70%.
Незамещенные ароматические углеводороды (бензол, нафталин) в процессе каталитического риформинга устойчивы. Ме-тилзамещенные (толуол, ксилолы) подвергаются деалкилированию или изомеризации по положению заместителей.
В результате описанных выше реакций сырье каталитического риформинга (обычно прямогонная бензиновая фракция 85-И80°С) превращается в высокооктановый бензин, значительно обогащенный ароматическими углеводородами с относительно невысоким содержанием парафиновых (преимущественно изо-строения) и нафтеновых углеводородов и почти лишенный не-предельных углеводородов, с повышенными плотностью и температурой конца кипения (табл.).

Изменение углеводородного состава и свойств прямогонных бензиновых фракций

в результате каталитического риформинга

 

 

 

 

Сырье

Бензин из сырья

Показатели

Обр. 1

Обр.2

Обр.З

Обр. 1

Обр.2

Обр.З

Плотность при 20°С,

745

766

761

766

790

788

кг/м3

 

 

 

 

 

 

Фракционный состав, °С:

 

 

 

 

 

 

н.к.

106

108

107

58

53

68

10%

113

119

МО

81

91

94

50%

131

136

126

119

126

124

90%

160

169

160

163

168

165

к.к.

171

187

177

191

201

196

Углеводородный состав.

 

 

 

 

 

 

% мас:

 

 

 

 

 

 

ароматические

12,0

22,1

15,9

52,7

61,1

60,1

нафтеновые

24,0

32,3

44,0

} 45,9

} 37,9

} 38,9

парафиновые

64,0

45,6

41,0

непредельные

отс

отс

отс

1,4

1,0

1,0

Октановое  число (ММ)

39

50

47

80

83

82



Углеводородный состав различных высокооктановых компонен-тов отличается преимущественным содержанием углеводородов определенного класса. Так, например, алкилбензин и изомеризат почти полностью состоят из изопарафинов с небольшой примесью соответствующих углеводородов нормального строения. Пиробензол содержит 85 и более процентов ароматических углеводородов. Соответствующие данные по углеводородному составу других компонентов были приведены во 2-й главе.
Содержание углеводородов различных классов в товарных бензинах определяется углеводородным составом базовых и высокооктановых компонентов. Необходимо отметить, что число индивидуальных углеводородов, составляющих товарные бензины, очень велико. Так, методом газожидкостной хроматографии было определено, что бензины могут содержать от 120 до 240 различных индивидуальных углеводородов.