Автомобильный бензин является массовым продуктом, производство которого в мире в связи с увеличением парка эксплуатируемых автомобилей непрерывно возрастает. В настоящее время годовой объем выработки бензинов составляет 760 млн.т, в том числе в России около 50 млн.т. Из всех массовых светлых нефтепродуктов автомобильный бензин является самым дорогостоящим и наиболее прибыльным для нефтеперерабатывающей промышленности. Получение автомобильных бензинов почти полностью базируется на переработке нефти и осуществляется с помощью сложного комплекса различных технологических процессов.
Для обеспечения максимального выхода из перерабатывае-мого нефтяного сырья необходимо, чтобы углеводородный состав бензина и его пределы кипения возможно ближе соответствовали смеси углеводородов, находящихся в низкокипящей части природной нефти. В целях увеличения выхода бензина производство, как правило, заинтересовано в повышении температуры конца кипения, а эффективное использование бензина в двигателе возможно при определенном ограничении содержания высококипящих фракций.
Другим требованием производства является регламентирование детонационной стойкости бензина на уровне, достижимом с использованием имеющихся современных технологических процессов с наименьшим превращением в менее ценные побочные продукты и прямыми потерями углеводородного сырья.
Условия массового производства требуют обеспечения возможности использования нефтяного сырья с возможно более широким варьированием по углеводородному и фракционному составам и содержанию различных гетероатомных примесей, что определенным образом шшяет на формирования норм на соответствующие показатели качества бензинов. Нефтеперерабатывающая промышленность также заинтересована в возможно меньшем использовании при получении бензинов дорогостоящих компонентов и присадок, получаемых по кооперации от других промышленных отраслей.
Таким образом, требования производства к бензинам, как правило, ограничивают требования двигателя и эксплуатации на определенном оптимальном с точки зрения экономической целесообразности уровне, достижимом при использовании доступного сырья и современной технологии его переработки. При этом необходимо отметить, что основной тенденцией баланса этих требований является все возрастающее удовлетворение требований двигателя и эксплуатации за счет совершенствования существующих и создания новых процессов в нефтепереработке.