Нефть

Газотурбинное, печное и котельное топлива. Состав и эксплуатационные свойства

Газотурбинное топливо приготавливают из дистил¬лятов прямой перегонки, коксования и термического крекинга. Применяют его в стационарных газотурбинных и парогазовых энергетических установках, а также в газотурбинных установках водного транспорта. Вязкость этого топлива не должна превышать 3 °ВУ при 50 °С, коксуемость — 0,5% содержание серы— 1,0%.
Печное топливо предназначено для сжигания в специальных печах бытового назначения. Изготавливают его из дистиллятных фракций прямой перегонки и вторичных процессов; по свойствам во многом аналогично летнему дизельному топливу (Л).

Котельное топливо (мазуты) применяют для паровых котлов тепловых электростанций, судовых установок, различных промышленных печей. Оно состоит из остатков прямой перегонки нефти, тяжелых газойлей каталитического крекинга,, коксования и гидрокрекинга, крекинг-остатка, полученного термическим крекингом и висбрекингом, отходов от переработки масел (экстрактов, асфальтов) и тяжелых остатков нефтехимического синтеза. Если необходимо понизить вязкость котельного топлива, то к остаткам добавляют до 20—25 % газойлевых (дизельных) фракций.

Выпускают два сорта мазутов: топочные (марки 40 и 100) и флотские (марки Ф5, Ф12).
Для характеристики эксплуатационных свойств мазутов используют следующие показатели: плотность, вязкость, темпера¬туры застывания и вспышки, зольность, содержание воды и серы. Вязкость характеризует условия распыливания топлива, полноту его сгорания. Руководствуясь данными о вязкости и температуре застывания мазута, принимают те или иные меры для обеспечения слива топлива и подачи его к месту сжига¬ния. Вязкость топочных мазутов не должна превышать 6— 16°ВУ (при 80 °С), а флотских мазутов 4—12°ВУ (при 50 °С). Температура застывания топочных мазутов должна быть не выше 10—25 °С, а флотских — минус 7 — минус 8.

Зольность топлива зависит от технологии его производ¬ства— глубины обессоливания нефти при ее подготовке на промыслах и нефтезаводах, степени очистки остатков от катализаторной пыли и реагентов. Зола жидких котельных топлив, содержащая соли ванадия, никеля и других тяжелых метал¬лов, откладывается на поверхностях котлов, экономайзеров и другого оборудования, сокращая срок межремонтного пробега котельного оборудования. Зольность мазутов не должна превы¬шать 0,05—0,14%.