Деасфальтизация

Установка одноступенчатой деасфальтизации гудронов жидким пропаном

Целевым продуктом одноступенчатой установки деасфальтизации   гудронов   жидким  пропаном является деасфальтизат, в котором концентрация парафино-нафтеновых углеводородов значительно выше, чем в сырье. Пропан растворяет предпочти­тельно парафиновые, парафино-нафтеновые и лег­кие ароматические углеводороды, присутствующие в гудроне или концентрате. Асфальтены, смолы и полициклические ароматические углеводороды концентрируются в побочном продукте — битуме деасфальтизации, который отводится в смеси с про­паном (30—35 % асе. на смесь) с низа деасфальти-зационной колонны. Показатели качества деасфаль-тизатов:

 

Средняя молекулярная масса

Плотность при 20°С, кг/м3

Вязкость при 100°С, мм2

Коксуемость по Конрадсону, % (масс.)

   при производстве масляного сырья

   при производстве сырья для крекинга

500—650

895—930

18—26

0,8—1,3

 

реже (до 1,6)

2—3 (и более)

 

Содержание металлов (никеля и ванадия) в деасфальтизате значительно меньше, чем в сырье; глу­бокого же обессеривания не наблюдается.

Установка включает следующие основные сек­ции: деасфальтизации, регенерации пропана при высоком давлении (от 2,5 до 1,8 МПа), регенерации пропана при низком давлении (несколько превыша­ющем атмосферное). Технологическая схема уста­новки представлена на рис. VII-1.

Остаточное сырье (гудрон или концентрат) насо­сом / подается через паровой подогреватель 3 в сред­нюю часть деасфальтизационной колонны 4. На не­которых установках в сырье перед входом его в подо­греватель 3 вводят пропан (умеренное количество), причем во избежание гидравлического удара исполь­зуют смеситель.

Сжиженный пропан, забираемый из приемника 11 насосом 10, направляется через паровой подогрева­тель 2 в нижнюю зону колонны 4. В средней части колонны пропан в восходящем потоке контактирует с опускающимися более нагретым сырьем и внутрен­ним рециркулятом. В зоне контактирования рас­положены тарелки жалюзийного или насадочного типа. Для равномерного распределения по попереч­ному сечению колонны сырье и пропан вводятся в нее через распределители трубчатой конструкции с большим числом отверстий, обращенных вниз — для сырья и вверх — для пропана.

Раствор деасфальтизата до выхода из колонны 4 нагревается в верхнем встроенном подогревателе 5 и далее отстаивается в самой верхней зоне колонны 4 от выделившихся при нагреве тяжелых фракций, так называемых «смол».

Пройдя регулятор давления 6, раствор деасфаль­тизата поступает в испаритель 14, обогреваемый водяным паром низкого давления, а затем в испари­тель 16, обогреваемый паром повышенного давления.

Водяной пар вводится в трубные пучки испарителей 14 и 16. Температура кипящего раствора в первом из них менее высокая, чем во втором. По пути из колонны 4 в испаритель 14 часть пропана переходит в парообразное состояние вследствие вскипания при снижении давления примерно с 4,0 до 2,4 МПа.

Выходящий из испарителя 16 раствор деасфаль-тизата, содержащий относительно небольшое коли­чество пропана (обычно не более 6 % масс.), обра­батывается в отпарной колонне 23 открытым водяным паром. С верха этой колонны уходит смесь пропано-вых и водяных паров, а с низа — готовый деасфальтизат, направляемый насосом 21 через холодильник 22 в резервуар. Полноту удаления пропана кон­тролируют по температуре вспышки деасфальти-зата.

Битумный раствор, выходящий из деасфальти-зационной колонны снизу, непрерывно поступает через регулятор расхода 9 в змеевик печи 19. На выходе из этого змеевика значительная часть про­пана находится в парообразном состоянии. Пары отделяются от жидкости в горизонтальном сепара­торе 20, работающем под тем же давлением, что и испаритель 16. Остатки пропана отпариваются открытым водяным паром в битумной отпарной ко­лонне 25. Битум деасфальтизации откачивается с низа этой колонны поршневым насосом 26, за кото­рым следует холодильник 27.

Пары пропана высокого давления по выходе из аппаратов 14, 16 и 20 поступают через каплеотбой-ник 15 в конденсаторы-холодильники 13 и 12. Сжи­женный пропан собирается в приемнике 11. В кон­денсаторах-холодильниках 13 и 12 пары пропана конденсируются под давлением, близком, к рабочему давлению в аппаратах 16 и 20, т. е. при 1,7— 1,8 МПа. Этим достигается необходимый темпера­турный перепад между теплоотдающей и охлажда­ющей средами без применения компрессора. На не­которых установках пары пропана, выходящие из сепаратора 20 и освобожденные от увлекаемых ка­пель битума, являются теплоносителем для одного из испарителей.

Пары пропана низкого давления, выходящие в смеси с водяным паром из отпарных колонн 23 и 25, освобождаются от водяного пара в конденсаторе смешения 28 и затем, пройдя каплеуловитель 18, сжимаются компрессором 17 и направляются в кон­денсатор-холодильник 12а./ Потери пропана вос­полняются подачей его извне в приемник 11. Если пропан вводится в деасфальтизационную колонну через два внутренних распределителя, то пропан, направляемый в расположенный выше распредели­тель, предварительно нагревают до более высокой температуры (например, до 70 °С) по сравнению с пропаном, подаваемым через нижний распредели­тель (на схеме показан только один распределитель пропана).

На некоторых установках битумный раствор до входа в змеевик печи 19 подогревают в теплообмен­нике. Трубчатая печь ограждена противопожарной стеной. Во избежание прогара труб змеевиков печи очень важно обеспечить непрерывное поступление в них достаточного количества раствора или смеси его с экстрактом, добавленным для уменьшения вяз­кости битума деасфальтизации. Расход топлива зависит от его теплотворной способности, качества

подаваемого сырья, глубины его деасфальтизации и других факторов и составляет в среднем 15—30 кг на 1 т гудрона.

Для уменьшения уноса парами мелких капель жидкости в верхних частях аппаратов 23, 25 и 28 расположены отбойные тарелки 24 насадочного типа (слой из колец Рашига).

На установках деасфальтизации довольно боль­шой расход водяного пара, причем предусмотрена проверка чистоты его конденсата, поскольку при недостаточной плотности соединений в испарителях или подогревателях растворы, находясь под более высоким давлением, могут проникать в зоны кон­денсации водяного пара. На многих установках имеется колонна щелочной очистки от сероводорода паров технического пропана, выходящих из конден­сатора смешения 28.

Технологический режим установки при пере-.работке сернистого смолистого гудрона:

 

Температура, °С

   сырья при входе в колонну 4

   вверху колонны 4

   внизу колонны 4

   в испарителе 14

   в испарителе 16

   битумного раствора при выходе из печи

   паров пропана на выходе из аппарата 28

Давление избыточное, МПа

   в приемнике 11

   в колонне 4

   в испарителе 14

   в испарителе 16

   паров пропана на выходе из компрессора 17

Кратность пропана к сырью (по объему)

 

130—170

75—85

50—65

60—85

160—170

210—250

30—40

 

1,7—1,8

3,7—4,4

2,2—2,4

1,7—2,0

1,8—2,0

(5—8):1

 

Удельный расход технического пропана на уста­новках одноступенчатой деасфальтизации равен 2— 4 кг на 1 т перерабатываемого гудрона.

Ниже в таблицах приведены характеристики и выходы деасфальтизатов, полученных одноступен­чатой деасфальтизацией концентратов и гудронов разного качества.