На установках каталитического риформинга, предназначенных для производства высокооктановых бензинов, в качестве сырья используют различные бензиновые фракции, в частности фракции 60—180, 85—180 и 105—180 °С. В этой связи значительный интерес представляет вопрос о том, как влияет облегчение фракционного состава сырья на выход целевых продуктов риформинга (рис. 6.9). [281]. Характеристика фракции 60—180 °С ромашкинской нефти приведена ниже:
р20, кг/м3 | 732 | Массовый групповой состав |
|
Фракционный состав, °С |
| углеводородов, % |
|
н. к. | 81 | ароматические | 9,5 |
10% | 96 | нафтены | 28,0 |
50% | 116 | парафины | 62,5 |
90% | 152 | Октановое число | 43,6 |
к. к. | 168 |
| - |
Характеристика фракций 85—180 и 105—180 °С той же нефти помещена в табл. 6.1 и 6.2.
Разница в выходах бензина при риформинге трех фракций постепенно возрастает по мере увеличения октанового числа бензина риформинга (см. рис. 6.9). Так, при получении бензина с октановым числом 75 (и. м.) выход его при риформинге фракции 60—180 °С приблизительно на 2% ниже, чем для фракции 105—180 °С. Следовательно, при производстве бензина с относительно невысоким октановым числом почти безразлично, какую из трех фракций перерабатывать. В этом случае облегчение фракционного состава сырья приводит лишь к незначительному снижению выхода бензина.
Иное положение наблюдается, когда процесс используют для получения бензина с октановым числом 95 (и. м.). Так, снижение начальной температуры кипения сырья от 105 до 85 °С приводит к уменьшению массового выхода бензина на 3% и приблизительно на 4% при дальнейшем снижении температуры от 85 до 60 °С. В результате выход бензина с октановым числом 95 приблизительно на 7% меньше при риформинге фракции 60—180 °С, чем при риформинге фракции 105—180 °С.
О влиянии фракционного состава можно также судить по данным, полученным на промышленной установке каталитического риформинга Л-35-11/300 при производстве бензина с октановым числом 85—86 (м. м.) [283]. Облегчение фракционного состава сырья приводит к значительному снижению массового выхода бензина риформинга (до 7%) (табл. 6.4), что согласуется с приведенными выше данными. Бензин, полученный при риформинге фракции 60—180 °С, имеет заметно более низкое октановое число (и. м.) по сравнению с полученным из других фракций.
Фракционный состав сырья для каталитического риформинга может меняться не только вследствие включения в него легкокипящих фракций. Так, на ряде нефтеперерабатывающих заводов бензиновые фракции 60—105 и 105—140 °С частично используют в производстве ароматических углеводородов, а фракции 140—180 °С — в качестве компонента реактивного топлива. В результате соотношение отдельных фракций в сырье риформинга существенно отличается от их соотношения в исходном прямогонном бензине. В этой связи определенный интерес представляет возможность хотя бы приближенной оценки изменений выхода и октанового числа бензина, которые можно ожидать при изменении содержания тех или иных фракций в сырье риформинга. Чтобы изучить этот вопрос, сырье одной из промышленных установок каталитического риформинга четкой ректификацией было разделено на 5 фракций (до 85, 85—105, 105—120, 120—140, 140—180 °С), которые после гидроочистки (остаточная сера <1 мг/кг) были подвергнуты риформингу на катализаторе КР-104 под давлением 1,5МПа [284 ] (табл. 6.5 и 6.6).
По мере увеличения молекулярной массы фракции, а следовательно, и температуры ее кипения, выход риформата постепенно возрастает, что особенно заметно при жестких условиях процесса (495 °С) (рис. 6.10).
Рис. 6.9. Зависимость между октановым числом бензина, его выходом и выходом водорода при риформинге фракций ромашкинской нефти; 3,5 МПа:
1 — 60 — 180°С; 2 — 85— 180°С; 3 — 105— 180°С [281].