Риформинг

Российские промышленные катализаторы каталитического риформинга

В разное время на советских промышленных установках рифор­минга применяли катализаторы, представленные в табл. 4:9. Носи­телем служит у-Al2O3, приготовленный по способу ВНИИНвфте­хима. Катализаторы выпускают двух размеров: с диа­метром экструдатов 1,6—2 мм (сорт М) и 2,6—3,0 мм (сорт К). Ката­лизаторы мелкой формовки более активны.

 

Таблица 4.9. Состав отечественных катализаторов риформинга

Насыпная плотность 0,58—0,68 кг/л; удельная поверхность не менее 200 м2/г;  общий объем пор не менее 0,65 см3

 

Показатели

Катализатор

АП-56

АП-64

КР-101

КР-102

КР-104

КР-110

КР-106

КР-108

Массовое содержание, %

 

 

 

 

 

 

 

 

платины

0,55

0,62

0,6

0,36

0,36

0,36

0,36

0,36

фтора

0,32

хлора

0,7

1,75

1,35

1,20

1,35

1,35

1,35

Число металлических промоторов

1

1

2

2

2

2

Потери    при    прокаливании    при 1100 С, % по массе, не более

7

4

 

Внедрение процесса каталитического риформинга в Советском Союзе началось со строительства в 1955 г. опытных установок. В 1962—1963 гг. на ряде заводов были введены в строй первые про­мышленные установки высокого давления (4,0 МПа) типа Л-35-5, предназначенные для получения компонента высокооктанового бен­зина, и первые установки низкого давления (2,0 МПа) типа Л-35-6, предназначенные для переработки фракции 62—105 °С с целью полу­чения  бензола  и толуола.

Совершенствование процесса каталитического риформинга прежде всего связано с повышением эффективности применяемых катализа­торов. Свойства катализаторов в значительной мере предопределили технологию риформинга. Одновременно происходило совершенство­вание аппаратурного оформления процесса.

На первом этапе развития процесса каталитического риформинга широко применялись алюмоплатиновые катализаторы на основе фторированного оксида алюминия (АП-56). Основой для проектиро­вания отечественных установок каталитического риформинга послу­жила разработанная во ВНИИНефтехиме схема раздельной перера­ботки низкокипящих и высококипящих бензиновых фракций в ус­ловиях наиболее благоприятных для каждой из них. В соответствии с этим были запроектированы два типа установок: для риформинга фракций 62—105 С под давлением 2 МПа с целью получения бензола и толуола, для риформинга фракций 85—180 или 105—180 °С под давлением 3,5—4 МПа для производства высокооктанового компо­нента  автомобильных   топлив   [123].   На  установках   риформинга (см. табл. 4.7 и 4.8) не была предусмотрена очистка сырья от серы и других каталитических ядов. Для снижения отравляющего действия серы на катализатор, образующийся в процессе риформинга серово­дород абсорбировался из циркулирующего газа раствором моноэтаноламина, последующая осушка газа проводились абсорбцией влаги диэтиленгликолем.

При переработке широких бензиновых фракций с суммарным мас­совым содержанием нафтенов и ароматических углеводородов 35—37% под давлением ≈ 3,5 МПа получали катализат с октановым чис­лом 75 (м. м.). В указанных условиях основной реакцией, приводя­щей  к образованию ароматических углеводородов, была реакция де­гидрирования нафтенов.

Переход к переработке гидроочищенного сырья (сооружение бло­ков типа Л-24/300 для установок Л-35-5 и Л-35-6, ввод в действие уста­новок Л-35-11/300 и Л-35-11/600 с  блоками гидроочистки) привел к резкому снижению в нём контактных ядов, особенно серы (до 20—50 мг/кг), что позволило вовлечь в реакцию дегидроциклизации парафины и повысить октановые числа риформатов до 76—80.