Изучалось закоксовывание катализатора Pt—Re/Al2O3 в зависимости от продолжительности его работы при эксплуатации на промышленной установке (рис. 1.19) [55]. Из рассмотрения кривых можно заключить, что для катализатора характерны три этапа работы. Начальная стадия эксплуатации катализатора сопровождается повышенной скоростью его закоксовывания. Эта стадия сменяется другой, значительно более длительной, для которой характерно медленное, монотонное нарастание кокса на катализаторе.
Рис. 1.19. Зависимость содержания кокса в катализаторе от длительности его работы.
Катализатор Pt — Re/Al2O3; 3,5 МПа; катализатор первой ступени — 1, второй ступени — 2, третьей ступени — 3.
Рис. 1.20. Зависимость величины, на которую снижается октановое число (и. м.) риформата, от массового содержания кокса на катализаторе Pt/Al2O3 [102].
Работа катализатора завершается быстрым закоксовыванием и дезактивацией.
Кривая на рис. 1.20 дает представление о том, как меняется активность катализатора Pt/A12O3 по мере его закоксовывания [102]. Величина, на которую снижается октановое число риформата (—∆x), зависит только от количества кокса, отлагающегося на катализаторе. При риформинге одной и той же бензиновой фракции, степень дезактивации катализатора не зависит от того, за счет каких параметров процесса (температуры, давления, отношения водород : углеводород и т. д.) произошло закоксовывание катализатора. Обращает на себя внимание, что скорость дезактивации, катализатора в начальный период существенно выше, чем на протяжении всей дальнейшей его работы, которой сопутствует медленное снижение активности по мере накопления кокса на катализаторе. Для этой стадии работы катализатора скорость дезактивации пропорциональна скорости его закоксовывания [274].
В промышленных условиях по мере снижения активности катализатора риформинга повышают температуру процесса с тем, чтобы сохранить на заданном уровне октановое число риформата или выход ароматических углеводородов. На протяжении реакционного периода температуру на входе в реакторы повышают на 20—30 °С. Это означает, что активность катализатора в реакциях ароматизации углеводородов снижается примерно в 2—3 раза (см. гл. 5).
Иначе меняется селективность катализатора в процессе его эксплуатации. На протяжении реакционного периода выход риформата с заданным октановым числом снижается на 3—5 % по массе [203]. Такие потери бензина весьма ощутимы с точки зрения экономики процесса. Однако, как это видно из приведенных цифр, закоксовывание катализатора оказывает относительно небольшое влияние на селективность его работы. Таким образом, при закоксовывании катализатора риформинга его селективность снижается значительно медленнее его активности. Подобный эффект — скорее всего, следствие относительно сбалансированного снижения активности как металлической, так и кислотной функций катализатора. Подобную сбалансированность функций катализатора в процессе его эксплуатации можно объяснить, исходя из представлений о роли спилловера водорода. Так, частичное закоксовывание платины должно понизить скорость спилловера водорода и тем самым уменьшить долю поверхности носителя, на которой водород спилловера тормозит образование кокса. Таким образом, повышение закоксованности платины влечет за собой повышение закоксованности носителя.