Октановые числа бензина, определенные моторным и исследова- тельским методами, различаются между собою. Эта разница характеризует чувствительность бензинов к режиму работы двигателя. Чем выше содержание ароматических и непредельных углеводородов в бензине, тем больше эта разница и тем выше чувствительность бензина. Что касается бензинов каталитического риформинга, то для них характерно высокое содержание ароматических углеводородов при незначительном содержаний непредельных (обычно <2%).
Данные о влиянии степени ароматизации бензина риформинга на его детонационную стойкость приведены в [55, 280]. Образцы бензина с разным содержанием ароматических углеводородов были получен каталитическим риформингом фракции. 105—180 °С (массовое содержание ароматических 14,3, нафтенов 24,1 %) при различных температурах. Моторным испытаниям были подвергнуты дебута- низированные образца бензина. По мере увеличения содержания ароматических углеводородов в бензине наблюдается все возрастающее расхождение между октановыми числами, определенными разными методами (рис. 6.1). Так, при увеличении массового содержания ароматических углеводородов от 45 до 70% разница в октановых числах возрастает от 4,5 до 10,5. Из рассмотрения кривых можно также прийти к выводу, что различие октановых чисел, определенных двумя методами, становится все более значительным по мере роста детонационной стойкости бензина риформинга. По этим, а также Другим данным [55], ниже показана взаимосвязь октановых чисел по моторному и исследовательскому методам для типичных бензинов риформинга:
м. м. | 80,0 | 85 | 88,5 |
и. м. | 87,5. | 95 | 100,0 |
Рис. 6.1. Зависимость детонационной стойкости бензина риформинга от содержания ароматических углеводородов [280].
Рабочее давление при риформинге 2 МПа; 1 — м. м.; 2 — и. м.
&
Рис. 6.2. Чувствительность бензина каталитического риформинга к добавкам ТЭС [280]:
1 — м. м., бензин в чистом виде; 2 — то же, бензин с 0,41 г/кг ТЭС; 3 — и. м., бензин в чистом виде; 4 — то же, бензин с 0,41 г/кг ТЭС.
Возможны некоторые отклонения от приведенных октановых чисел, обусловленные как составом сырья, так и условиями каталитического риформинга.
На рис. 6.2 показано изменение октанового числа бензина риформинга в чистом виде и с добавкой 0,41 г тетраэтилсвинца (ТЭС) на 1 кг в зависимости от содержания ароматических углеводородов в бензине [280 ]. Образцы бензина были получены при каталитическом риформинге фракции 85—180 °С (массовое содержание ароматических 10,4%, нафтенов 26,0%). При добавлении таких количеств ТЭС октановое число повышается на 4—4,5 при определении его по м. м. и и. м. Следовательно, чувствительность бензина риформинга к добавкам ТЭС одинакова при испытании его этими методами. Она мало зависит также от содержания ароматических углеводородов в бензине при изменении его в пределах от 40 до 70%.