Риформинг

Детонационная стойкость и состав бензина каталитического риформинга

Октановые числа бензина, определенные моторным и исследова- тельским методами, различаются между собою. Эта разница харак­теризует чувствительность бензинов к режиму работы двигателя. Чем выше содержание ароматических и непредельных углеводородов в бензине, тем больше эта разница и тем выше чувствительность бен­зина. Что касается бензинов каталитического риформинга, то для них характерно высокое содержание ароматических углеводородов при незначительном содержаний непредельных (обычно <2%).

Данные о влиянии степени ароматизации бензина риформинга на его детонационную стойкость приведены в [55, 280]. Образцы бензина с разным содержанием ароматических углеводородов были получен каталитическим риформингом фракции. 105—180 °С (мас­совое содержание ароматических 14,3, нафтенов 24,1 %) при различ­ных температурах. Моторным испытаниям были подвергнуты дебута- низированные образца бензина. По мере увеличения содержания ароматических углеводородов в бензине наблюдается все возрастаю­щее расхождение между октановыми числами, определенными раз­ными методами (рис. 6.1). Так, при увеличении массового содержа­ния ароматических углеводородов от 45 до 70% разница в октановых числах возрастает от 4,5 до 10,5. Из рассмотрения кривых можно также прийти к выводу, что различие октановых чисел, определен­ных двумя методами, становится все более значительным по мере роста детонационной стойкости бензина риформинга. По этим, а также Другим данным [55], ниже показана взаимосвязь октановых чисел по моторному и исследовательскому методам для типичных бензинов риформинга:

 

 

м. м.

80,0

85

88,5

и. м.

87,5.

95

100,0

 

 

 

ависимость детонационной стойкости бензина риформинга от содержания аромати­ческих углеводородов

 


Рис. 6.1. Зависимость детонационной стойкости бензина риформинга от содержания аромати­ческих углеводородов [280].


Рабочее давление при риформинге 2 МПа; 1 — м. м.; 2 — и. м.

 

 

   Чувствительность бензина каталитического риформинга к добавкам ТЭС

 


Рис. 6.2. Чувствительность бензина каталитического риформинга к добавкам ТЭС [280]:


1 — м. м., бензин в чистом виде; 2 — то же, бензин с 0,41 г/кг ТЭС; 3 — и. м., бензин в чистом виде; 4 — то же, бензин с 0,41 г/кг ТЭС.

 

Возможны некоторые отклонения от приведенных октановых чи­сел, обусловленные как составом сырья, так и условиями каталити­ческого риформинга.

На рис. 6.2 показано изменение октанового числа бензина ри­форминга в чистом виде и с добавкой 0,41 г тетраэтилсвинца (ТЭС) на 1 кг в зависимости от содержания ароматических углеводородов в бензине [280 ]. Образцы бензина были получены при каталитическом риформинге фракции 85—180 °С (массовое содержание ароматиче­ских 10,4%, нафтенов 26,0%). При добавлении таких количеств ТЭС октановое число повышается на 4—4,5 при определении его по м. м. и и. м. Следовательно, чувствительность бензина риформинга к добавкам ТЭС одинакова при испытании его этими методами. Она мало зависит также от содержания ароматических углеводородов в бензине при изменении его в пределах от 40 до 70%.