Риформинг

Стабильность катализатора риформинга

Селективность реакции дегидроциклизации гептанов значительно больше зависит от давления, чем селективность дегидроизомеризации метилциклопентана. Таким образом, увеличение выхода толуола при. снижении давления в процессе связано, главным образом, с по­вышением селективности реакции дегидроциклизации гептана.

Таблица 5.2. Влияние давления при каталитическом риформинге фракции 85—180 °С ромашкинской нефти [77]

Условия: объемная скорость подачи сырья 1,5 ч-1; катализатор полиметаллический КР-104, октановое число риформата 95 (и. м.).

Условия опытов

Массовый выход (на сырье),

%

Объемное содер­жание водорода в циркулирующем газе, %

Давление, МПа

Температура, С

риформата

водорода

1,5

490

87,0

2,3

85,9

2,0

492

85,7

2,1

86,2

2,5

495

83,9

2,0

82,0

3,0

500

81,5

1,5

77,0

3,5

510

78,0

1,3

75,0

 

Снижение давления, способствуя увеличению селективности ре­акций ароматизации, позволяет не только повысить выход аромати­ческих углеводородов, но и увеличить выход высокооктанового бензина. Уменьшение давления от 3,5 до 1,5 МПа при каталитическом риформинге фракции 85—180 °С ведет к значительному повышению выхода как риформата с октановым числом 95, так и водорода (табл. 5.2) [77]. При этом возрастает также концентрация водорода в циркулирующем газе. Подобный результат — следствие увеличе­ния скоростей ароматизации и уменьшения скоростей гидрокре­кинга углеводородов при снижении давления.

Стабильность катализатора риформинга зависит от применяемого в процессе давления. В промышленных условиях, по мере снижения активности катализатора, повышают температуру процесса с тем, чтобы октановое число получаемого риформата оставалось постоян­ным. Подобный подход был принят в работе [274 ] для количествен­ной оценки влияния параметров процесса на стабильность катали­затора. Средняя скорость подъема температуры (в °С/сут) служила критерием скорости дезактивации катализатора. Очевидно, чем боль­ше эта величина, тем больше и скорость дезактивации катализатора. В качестве стандартного катализатора был принят полиметаллический катализатор КР-108 (массовое содержание платины 0,36%). Сырьем служила бензиновая фракция 85—180 °С с массовым содержанием ароматических углеводородов 14,8% и нафтенов 24%. Риформинг проводили под давлением 1,5 МПа и при молярном отношении во­дород : углеводород = 5, продолжительность каждого испытания 10 сут.

С понижением давления растет количество кокса, отлагающегося на катализаторе, в связи с чем увеличивается скорость его дезакти­вации (рис. 5.2). Дезактивация катализатора существенно ускоряется при осуществлении процесса под давлением ниже 1 МПа и зависит от октанового числа получаемого риформата, а, следовательно от жесткости условий процесса.

 

Зависимость скорости дезактивации катализатора КР-108 и количества отлагающе­гося на нем кокса от давления

Рис. 5.2. Зависимость скорости дезактивации катализатора КР-108 и количества отлагающе­гося на нем кокса от давления.

Массовая скврость 3 ч-1; отношение водород : углеводород = 5; октановое число риформата (м. м.): 1 — 87; 2 — 90.    

 

По данным [102] содержание С (в %), отлагающегося на алюмоплатиновом катализаторе приблизительно обратно пропорциональна применяемому давлению (при других равных условиях): С =  KP-0,96.