Риформинг

Полиметаллические катализаторы каталитического риформинга серии КР

Третий этап развития процесса каталитического риформинга связан с применением высокостабильных полиметаллических катали­заторов серии КР.

Использование полиметаллических катализаторов требует глу­бокой очистки сырья от серы и других каталитических ядов, приме­нения особых приемов вывода катализаторов на режим, связанных с их восстановлением и осернением, поддержания оптимального со­держания хлора в катализаторах в цикле реакции. Боль­шое значение приобретают способы быстрого хлорирования катали­заторов в пусковой период. Регенерация полиметалличе­ских катализаторов включает стадию оксихлорирования, необхо­димую для редиспергирования металлической фазы и доведения со­держания хлора в катализаторе до требуемого уровня.

В связи с высокой коррозионной активностью продуктов реге­нерации используют разные методы защиты конденсационно-холодильного оборудования блоков риформинга с применением ингиби­тора коррозии и щелочных растворов   [262].

При переводе действующих установок риформинга на полиметал­лические катализаторы серии КР технико-экономические показа­тели их работы повышаются, чему способствует ряд факторов. Стоимость полиметаллических катализаторов ниже стоимости моно­металлических вследствие более низкого содержания платины. Высокая стабильность полиметаллических катализаторов обеспе­чивает более длительный межрегенерационный период их работы, в частности в жестких условиях процесса; она позволяет также осу­ществлять процесс при более низких давлениях, не опасаясь быстрого закоксовывания катализатора, что обеспечивает увеличение выходов целевых продуктов реакции (бензина риформинга, ароматических углеводородов, водорода) (см. 2, 5). Селективность полиметалличе­ских катализаторов, вследствие высокой их стабильности, снижается значительно медленнее, чем селективность катализаторов монометал­лических. Поэтому выход целевых продуктов риформинга за весь реакционный период выше при работе на полиметаллических ката­лизаторах.

Высокая стабильность полиметаллических катализаторов и хорошая регенерационная способность обеспечивают большие сроки их службы. Так, максимальная удельная производительность катализаторов на установках типа 35-6 и 35-8 составила (в т. сырья на кг
катализатора)   [255]:                                                                      

 

АП-56

42

АП-64

58

КР-104

90

 

Эксплуатация в течение пяти лет полиметаллического катализа­тора КР-104, с периодической его регенерацией, показала, что актив­ность его не снизилась, подтверждением чему служат среднегодовые октановые числа (м. м.) риформатов:

 

 

1  год

2  года

3 года

4 года

5 лет

ЛЧ-35-11/600 (Кириши)

83,1

84,1

84,9

84,3

85,3

ЛЧ-35-11/600 (Горь­кий)

84,4

83,9

85,1

84,6

83,9

Л-35-11/1000 (Уфа)

80,1

81,3

81,9

82,1

82,7

Такой срок службы — не предел для полиметаллических катали­заторов, он может быть значительно увеличен   [263].

Преимущества полиметаллических катализаторов не могут быть использованы в полной мере на действующих установках. Так, возможности снижения рабочего давления при неизменной произво­дительности по сырью ограничены: давление на. установках типа 35-6 и 35-8 может быть снижено от 2,0 до 1,5 МПа, а на установках типа 35-11 — от 3,0—3,5 до 2,5—2,8 МПа [263 ]. Снижение давления лимитируется производительностью циркуляционных компрессоров. Однако и в этих условиях применение полиметаллических катализаторов дает значительный эффект. Так, согласно среднестатистиче­ским данным за 1982 г. [263], октановое число бензина риформинга на 4 выше, выход ароматических углеводородов (бензола и толуола) был на 14% больше при работе на катализаторах типа КР в сравнении с полученными при риформинге на монометаллических катализаторах АП-56 и АП-64.