Второй этап развития процесса риформинга связан с применением хлорсодержащего алюмоплатинового катализатора АП-64 и с использованием ряда новых технологических приемов, что в конечном счете привело к созданию современной отечественной технологии каталитического риформинга.
Ниже перечислены наиболее характерные особенности новой технологии: а) ужесточение требований к предварительной гидроочистке сырья (остаточное содержание серы 5—10 мг/кг); б) нормирование концентрации водяных паров в зоне реакции путем отпарки гидроочищенного сырья и, на отдельных стадиях процесса, осушки циркулирующего газа на цеолитах; в) подача небольших количеств хлорорганических соединений в зону реакции; г) снижение рабочего давления по сравнению с применявшимся при работе на катализаторе АП-.56.
Использование промотированных хлором катализаторов и изменения технологии процесса позволили значительно интенсифицировать реакции дегидроциклизации парафинов, что, в частности, привело к организации производства риформата с октановым числом 95 (и. м.).
Использование гидроочищенного сырья обусловило не только повышение активности и стабильности катализаторов риформинга, но и значительно уменьшило коррозию оборудования, в особенности печных труб.
Внедрение катализатора АП-64 начиналось на установках риформинга, ранее работавших на катализаторе АП-56. Замена катализаторов на действующих установках (переход от АП-56 и АП-64, а в дальнейшем — на полиметаллические катализаторы серии КР) потребовала дооборудования и частичной реконструкции установок. Важнейшие условия нормальной работы промотированных хлором катализаторов — низкая влажность в системе риформинга и поддержание необходимой концентрации хлора в катализаторе. Поэтому при переводе установок на новые катализаторы были усилены узлы отпарки гидрогенизата, установлены адсорберы с цеолитами для осушки циркуляционного газа блоков риформинга, смонтированы дозировочные насосы для подачи хлорорганических соединений в реакторы.
Одновременно для получения высокооктановых компонентов бензина сооружались установки типа ЛГ-35-11/300-95, ЛЧ-35-11/600 (см. табл. 4.7), а для получения бензола и толуола — установки Л-35-8/300 и ЛГ-35-8/300 (см. табл. 4.8). Тенденция к укрупнению привела к созданию и широкому промышленному использованию установки каталитического риформинга Л-35-11/1000 мощностью по сырью 1 млн. т/год. Основное назначение установки — получение высокооктанового бензина при риформинге фракции 85—180 С под давлением 3,5 МПа. Предусмотрена также возможность риформирования фракции 62—140 °С для получения бензола, толуола и технического ксилола при работе под давлением 2,5 МПа [260]. Увеличение мощности установок базировалось на использовании более совершенного оборудования. Так, поршневые компрессоры заменены центробежными, реакторы с аксиальным вводом газопродуктовой смеси — реакторами с радиальным вводом, трубчатые печи с двумя потоками и трубами большого диаметра — многопоточными коллекторными печами.
Повышение единичной мощности установок риформинга улучшает технико-экономические показатели процесса, однако подобный эффект достигается лишь при полной загрузке установки [261].
Ниже даны технико-экономические показатели установок каталитического риформинга различной мощности (в тыс. т/год):
| 300 | 600 | 1000 |
Себестоимость бензина риформинга с | 100 | 95 | 91 |
октановым числом 95 (и. м.), % |
|
|
|
Удельные капиталовложения, % | 100 | 79 | 67 |
Приведенные затраты, % | 100 | 93 | 88 |
Производительность труда, |
|
|
|
тыс. т/чел. | 9,1 | 15,6 | 31,5 |
Удельная металлоемкость, кг/т | 10,2 | 7,9 | 3,6 |