Риформинг

Роль модифицирующих добавок катализаторов риформинга

Первые сведения о промышленном применении биметаллических катализаторов риформинга появились в 1969 г. [215, 216]. Были опубликованы  данные  о   работе  установок   каталитического   риформинга на алюмоплатинорениевом и алюмоплатиногерманиевом катализаторах. Позднее стало известно о промышленном использо­вании алюмоплатиноиридиевого [217] и алюмоплатинооловянного [153] катализаторов, а также некоторых других каталитических систем. К началу 1975 г. 43,9% суммарной мощности установок каталитического риформинга США приходилось на установки, рабо­тающие на биметаллических катализаторах [218], к январю 1982 г. суммарная мощность таких установок достигла уже 81,1% [219]. Полиметаллические катализаторы риформинга нашли также широкое применение в РФ.

Таблица 2.12. Испытание стабильности катализаторов риформинга [73]

Показатели

АП-64

КР-102

КР-104

КР-106

КР-108

1

2

Давление, МПа

2,0

2,0

2,0

1,5

1,5

1,5

Октановое число бензина риформинга, (и. м.)

97

97

99

99

99

99

Начальная температура испытания, °С

505

503

502

495

500

494

Скорость  подъема температуры, °С/сут

2,3

1,1

0,6

0,86

0,46

0,36

Снижение массового выхода бензина в сутки, %

1,1

0,2

0,1

0,1

0,1

0,05

 

Основное преимущество полиметаллических катализаторов риформинга — высокая стабильность, выражающаяся в том, что снижение их активности в условиях процесса происходит значи­тельно медленнее, чем, монометаллических платиновых катализа­торов (табл. 2.12). По принятой методике [220] с понижением активности катализатора повышают температуру процесса с целью сохранения постоянства октанового числа бензина риформинга. Стабильность катализатора характеризуется скоростью подъема температуры в сутки, а изменение селективности — уменьшением выхода бензина за тот же период времени. Из табл. 2.12 видно, что полиметаллические катализаторы типа КР-104, КР-106 и КР-108 намного превосходят монометаллический катализатор АП-64 по ста­бильности. При этом характерная их особенность — небольшое снижение селективности по мере уменьшения активности. Высокая стабильность полиметаллических катализаторов позволяет про­водить процесс при пониженных давлениях, в результате чего воз­растает как выход ароматических углеводородов, так и выход вы­сокооктанового бензина риформинга.

Поскольку основной причиной дезактивации катализаторов риформинга в цикле реакции является их закоксовывание, повышение стабильности при введении модифицирующих металлов связано с их воздействием на процесс коксоотложения. Характер воздей­ствия, его механизм, очевидно, зависят от природы применяемых металлов. Два типа металлов, используемых в качестве модифици­рующих   добавок   в   промышленных   катализаторах,    значительно различаются по свойствам. Как уже упоминалось, промоторами, с одной стороны, служат рений и иридий — катализаторы реакций гидрирования — дегидрирования и гидрогенолиза. С другой стороны, для этой цели используют каталитически неактивные германий, олово, свинец. Столь большое различие в каталитических свойствах двух типов добавляемых металлов не может не вызвать различий в механизме их действия.