В России еще в начале века В. Н. Ипатьевым были выполнены первые исследования по применению давления водорода при гидрогенизации органических соединений [1]. Эти работы послужили важным этапом в создании и развитии метода деструктивной гидрогенизации топлив.
В СССР процессы гидрогенизационной переработки горючих ископаемых начали изучать несколько позже, чем в других странах (Германия, Англия). В 1924—1925 гг. в Лаборатории высоких давлений Академии Наук СССР была исследована гидрогенизация индивидуальных соединений, типичных для топлив; в 1929 г. в Государственном институте высоких давлений (ГИВД, г. Ленинград) были начаты работы по гидрогенизации топлив, в основном нефтяного происхождения.
В начале 30-х годов в связи с бурным ростом промышленности двигателестроения и необходимостью обеспечить жидким топливом районы, удаленные от источников нефти, в СССР в широком плане начались научно-исследовательские и опытные работы по получению синтетического топлива из твердых горючих ископаемых. Важное место в разработке научных основ и технологии синтетического жидкого топлива принадлежит Н. Д. Зелинскому, С. С. Наметкину, Е. И. Орлову, Б. А. Казанскому, А. Д. Петрову, А. В. Фросту, Н. М. Караваеву, А. Ф. Добрянекому, И. Б. Рапопорту, А. В. Лозовому, М. С. Немцову, Б. Л. Молдавскому, Д. И. Орочко, А. Н. Башкирову, А. Ф. Платэ, В. И. Каржеву.
В довоенный период были фундаментально исследованы химизм, кинетика, катализ и термодинамика гидрогенизации твердых горючих ископаемых, продуктов их термической переработки и индивидуальных органических соединений различных классов, типичных для химической структуры топлива [2, 3, 4]. Широко изучали технологию процесса, аппаратурное оформление и подбор оптимальных параметров отдельных стадий. В условиях длительной работы на укрупненных лабораторных установках были проверены активность и стабильность катализаторов и детально изучены физико-химические свойства исходного сырья и получаемых продуктов [3, 5].
В результате проведенных исследований к концу 30-х годов была разработана технология процесса и сооружена укрупненная установка по гидрогенизации углей в Харькове. В 1939 г. был пущен опытно-промышленный завод по гидрированию углей в г. Кемерово, на котором в 1940 г. впервые в СССР была осуществлена гидрогенизация углей и смол в большом масштабе. Успешный пуск и освоение установки и опытного завода позволили накопить ценный опыт по получению синтетического жидкого топлива из угля методом гидрогенизации. Процесс осуществляли при 430—450 °С и давлении водорода 18—22 МПа; выход жидких продуктов составил 80% в расчете на органическую массу угля (ОМУ), выход газообразных продуктов 12% при расходе водорода 5,5%.
Из-за начавшейся Отечественной войны разработка и внедрение процессов в промышленность были приостановлены.
В послевоенные годы исследования по деструктивной гидрогенизации углей и смол были полностью подчинены решению задач, возникших в связи с проектами промышленного осуществления гидрогенизации углей и смол в Сибири, в районах, тогда удаленных от нефтедобывающих центров страны. Из углей Черемховского бассейна предусматривалось получать авиационный бензин путем их гидрогенизационной переработки при 480—490°С и 70 МПа над железным катализатором. Пастообразователем служила фракция жидких продуктов (т. кип. выше 320°С), образующихся в самом процессе. Фракцию до 320 °С подвергали предварительному гидрированию и гидрокрекингу над высокоактивными промышленными катализаторами. Шлам центрифугировали, а остаток направляли на коксование.
В период пуска и освоения первого предприятия были детально изучены все стадии гидрогенизационной переработки углей Черемховского бассейна с целью усовершенствования и интенсификации процесса.
Во Всесоюзном научно-исследовательском институте по производству искусственного жидкого топлива и газа (ВНИГИ) применительно к конкретным условиям предприятия были разработаны новые схемы процесса, позволившие в 1,5 раза повысить производительность наименее эффективной жидкофазной стадии гидрогенизационной переработки черемховских углей и на 15—20% уменьшить расход водорода.
К этому периоду (конец 40-х и начало 50-х годов) в ряде исследовательских организаций страны было показано, что можно упростить и интенсифицировать технологию гидрогенизации угля за счет сокращения числа ступеней процесса, снижения давления и расхода водорода, а также ориентации переработки угля по топливно-химической схеме, которая предусматривала получение
Рис. 207. Принципиальная схема двухступенчатой гидрогеннзационной переработки смолы, получаемой полукоксованием черемховских углей. Ароматизированный бензии содержит 55% ароматических углеводородов и имеет октановое число 79. Деароматизироваиный беизии содержит 42% ароматических углеводородов и имеет октановое число 73,6.
наряду с топливом больших количеств ценных химических продуктов (ароматические углеводороды С6—С8, нафталин, фенолы).
В работе [6] описана более простая, чем существующие, двухступенчатая схема деструктивной гидрогенизации угля с получением химических продуктов, моторного топлива и газообразных углеводородов. По этой схеме предусматривалось:
На примере смолы, получаемой полукоксованием черемховских углей, был отработан процесс применительно к углю. Схема этого процесса представлена на рис. 207. В случае переработки угля процесс начинается его жидкофазной гидрогенизацией при 30—60 МПа.
Аналогичные исследования, направленные на разработку топливно-химических схем деструктивной гидрогенизации угля, были проведены во ВНИГИ [7]. В результате применения нового катализатора на основе соединений хрома была осуществлена одностадийная гидрогенизация широкой фракции жидкофазного гидрогенизата, выкипающей до 320°С. Процесс осуществляли при 480—510°С, 30—60 МПа и объемной скорости подачи сырья 0,4— 0,5 т на 1 м3 в час; выход бензиновой фракции составлял 65—68%. Бензин содержал 60—65% легкокипящих ароматических углеводородов и обладал высокими антидетонационными показателями (октановое число 82 по моторному методу).
Выход отдельных продуктов при гидрогенизации угля по топливно-химической схеме следующий (% масс):
Исследовательские работы по совершенствованию процесса деструктивной гидрогенизации углей не были, однако, реализованы в промышленности в связи с переводом предприятий на переработку нефтяного сырья. Исследования в области гидрогенизации углей продолжались в меньших масштабах и лишь в научном плане: разработка теоретических основ метода (кинетика, термодинамика, химизм, катализаторы, теория катализа); технологические исследования выполняли в лабораторном масштабе с целью подготовки перспективных схем сочетания различных процессов.
Была исследована гидрогенизация различных органических соединений, характерных для топлив и продуктов их переработки, в широком интервале давлений (4—50 МПа) и температур (200— 500°С) в присутствии промышленных (WS2, WS2 + NiS на А12О3, WS2 на алюмосиликате, МоО3 на Аl2О3, CoO + МоО3 на Аl2О3, Сг2Оз + К2О на Аl2О3) и новых катализаторов, содержащих соединения W, Mo, Cr, Pd и Zn [8]. Определены основные направления химических превращений, различия в течении каталитических и термических процессов, характер взаимного влияния компонентов бинарных смесей [9—16].
Был изучен химизм превращения в различных условиях каталитической гидрогенизации (250—530°С, 1—10 МПа) фенолов и нейтральных кислородсодержащих соединений — сложных и простых эфиров и кетонов, являющихся компонентами продуктов термической переработки твердых топлив. Показана зависимость течения реакций от условий процесса и структуры соединений, определены направления их превращений [17—20].