Обеспечение надежной и эффективной работы промышленных газогенераторов требует знания основ технологии газогенераторного процесса, которая ранее систематически не разрабатывалась.
Исследования в этом направлении были впервые поставлены в СССР; они были основаны на анализе опыта советских новаторов-газогенераторщиков и материалов пуска новых газовых станций и включали изучение условий нормальной работы топливного слоя в газогенераторах. Эти исследования были выполнены в довоенный и военный периоды [28] с крупномасштабной проверкой результатов на ряде заводов.
Были изучены газопроницаемость топливного слоя, движение золы и топлива, стабильность залегания частиц в слое и влияние физико-химических свойств топлива на протекание газификации, На моделях были исследованы начальное распределение дутья, создаваемое различными дутьевыми устройствами, и сепарация топлива, обусловленная особенностями загрузочных аппаратов газогенераторов. Была установлена небольшая неравномерность в распределении газовых потоков обычно применяемыми дутьевыми устройствами, зависящая только от соотношения размеров Шахты и дутьевого устройства; выявлена быстро создаваемая автомодельность потока (при Re от 20 до 40), т. е. практическая независимость распределения дутья от интенсивности процесса.
Наблюдаемые при эксплуатации неравномерности в газопроницаемости слоя определяются в основном сепарацией топлива, Для которой экспериментально были выявлены средства и методы регулирования. Движение золы и топлива в газогенераторе определяется выгоранием топлива и удалением шлаков. Выгорание топлива, которое зависит от газопроницаемости, обусловливает тот или иной профиль накопления шлаков в газогенераторе. Для правильного удаления шлаков кроме достаточной производительности золоудаляющего устройства необходимо, чтобы кривая скорости удаления шлаков по сечению газогенератора соответствовала кривой скорости его накопления. На моделях изучены конструктивные особенности золоудаляющих устройств, влияющие на тот или иной профиль накопления шлаков.
На основе экспериментальных данных были намечены методы борьбы с уносом топлива, учитывающие источники этого уноса. Проведен анализ показателей топлива, влияющих на нормальную работу слоя (спекаемость, шлакообразующая способность, механическая и термическая прочность, гранулометрический состав, содержание балласта). По результатам проведенных исследований оказалось возможным повысить производительность газогенераторов на трех заводах.
Достигнутое улучшение работы газогенераторов подтвердило сделанные выводы: а) о наличии больших резервов интенсификации по скоростям химических реакций; б) о том, что для высокоинтенсивной работы газогенераторов требуется обеспечивать правильную работу топливного слоя и качество поставляемого топлива, соответствующее возможным условиям газификации; в) об эффективности предложенных методов организации работы топливного слоя.