Предпосылкой промышленного осуществления синтеза метанола при низких давлениях (≈ 5 МПа) является наличие катализатора, который, как должен обладать высокой активностью при относительно низких температурах. С давних времен известно, что медьсодержащие катализаторы значительно более активны, чем цинк-хромовые. Такие медьсодержащие катализаторы были исследованы еще в 30-е годы с целью их использования в промышленном синтезе метанола. В некоторых публикациях они именуются как «катализаторы Бласяка» [33] *.
Нельзя не упомянуть многочисленные ранние работы (1928—38 гг.) по синтезу метанола на медь-цинковых и медь-магниевых катализаторах [6]. Однако введение этих катализаторов в промышленную практику оказалось в те годы безуспешным, так как срок их службы был коротким. Это было обусловлено главным образом очень малой стабильностью катализаторов к каталитическим ядам (сера, хлор, фосфор, карбонилы металлов), а также их заметной чувствительностью к колебаниям температуры.
Оксидные цинк-хромовые катализаторы, используемые в синтезе высокого давления, проявляют сравнительно высокую стабильность против действия серы. В свежем газе, идущем на синтез метанола, вполне допустимы концентрации H2S, равные 30 млн-1 и выше. Напротив, для медных катализаторов содержание каталитических ядов в расчете на H2S ограничивают величиной 1 млн-1. Лишь с появлением новых процессов очистки газа, например процесса Rectisol, стало возможным снижать содержание сернистых соединений в синтез-газе до 0,1 млн-1 и благодаря этому достигать срока службы катализатора 3 года и более.
Другой причиной быстрой дезактивации медных катализаторов следует считать рекристаллизацию меди при слишком высоких температурах. В условиях синтеза метанола медь в катализаторе находится в металлическом состоянии. Точка Таммана (т. е. минимальная температура, при которой замечается подвижность атомов Си в кристаллической решетке) равна ≈ 190 С. По этой причине максимально допустимая температура синтеза на медьсодержащих катализаторах равна 270°С. При более высоких температурах наступает быстрая дезактивация катализаторов вследствие рекристаллизации меди [34, 35].
Насколько известно из литературы, первая успешная попытка использовать медьсодержащие катализаторы при промышленном синтезе метанола была предпринята на химическом комбинате в г. Освенцим в Польской Республике [15].
Катализатор готовили, осаждая разбавленный раствор солей меди и цинка алюминатом натрия при 85 °С, причем старались возможно полнее удалять щелочь из осадка после фильтрования. Приготовленный катализатор имел следующий состав: 62,5% (масс.) СиО, 25% (масс.) ZnO, 7,5% (масс.) А12О3 и 5,0% (масс.) Н2О. Катализатор эксплуатировали в трубчатом реакторе, охлаждаемом теплоносителем Даутерм А (азеотропная и эвтектическая смесь 73% дифенилоксида и 27% дифенила) при относительно высоких температуре и давлении (220—300 С и 15—25 МПа). Рециркуляцию отходящего газа не применяли: на катализатор прямо поступала смесь водяного газа и конвертированного природного газа. Производительность катализатора в таких условиях составляла 1,25 т метанола на 1 м3 катализатора в час. Срок службы катализатора при содержании серы в синтез-газе, равном 1—2 мг S/м3, составил всего 3—5 месяцев.
Уже давно на основе термодинамических и кинетических данных было установлено, что медьсодержащие катализаторы, в противоположность цинк-хромовым, обеспечивают оптимальный выход метанола в присутствии 4,5—5,5% (об.) СО2 и при соотношении Н2 : СО в синтез-газе ≈ 3,5 : 1.
После 1959 г. начался новый период в развитии медьсодержащих катализаторов, который завершился промышленным и экономически эффективным синтезом метанола при низких давлениях и температурах. Разработанные почти одновременно фирмами ICI в Биллинхэме [6, 36] и Lurgi во Франкфурте-на-Майне [34] медьсодержащие катализаторы были успешно применены в промышленном синтезе метанола при низком давлении. Каталитические системы имели, в соответствии с патентными данными, следующий состав (% ат.):
Элемент | Катализатор ICI [37] | Катализатор Lurgi [38] |
Си | 25—90 | 30—80 |
Zn | 8—60 | 10—50 |
Cr | 2—30 | — |
V | — | 1—25 |
Mn | — | 10—50 |
Различные фирмы пытались оптимизировать медь-цинковую каталитическую систему в отношении ее активности и термической стабильности. Ниже приведены не претендующие на полноту результаты этой оптимизации:
Фирма | Компоненты каталитической системы | Литература |
ICI | Cu, Zn и Cr | [37] |
| Си, Zn и Al | [39] |
Lurgi | Си, Zn и Cr | [40] |
| Си, Zn, Mn и V | [38] |
BASF | Си, Zn, Mn и Cr; Си, Zn, Mn, Al | [41] |
| и Cr; Сu, Zn, Mn и Al; Cu, Zn и Al |
|
CCI | Cu, Zn и Al | [42] |
Shell | Cu, Zn и Ag | [43] |
Mitsubishi | Cu, Zn и Cr | [44] |
Оптимальный катализатор получается не только за счет изменения состава, решающее значение может иметь способ приготовления. В общем случае рассматриваемые медьсодержащие катализаторы приготавливают, совместно осаждая компоненты из более или менее разбавленных растворов солей. Чрезвычайно важно поддерживать при осаждении заданные температуру и рН. После высушивания и прокаливания отфильтрованного осадка полученную катализаторную массу формуют в таблетки нужной величины.
Перед вводом в эксплуатацию катализатор необходимо восстановить, т. е. перевести оксид меди в каталитически активную металлическую форму. Поскольку восстановление СuО протекает с большим выделением тепла, для сохранения возможно более высокой активности катализатора следует избегать его перегрева и вести восстановление в потоке инертного газа при небольших концентрациях водорода. После такого осторожного восстановления необходимость в стадии «формирования» отпадает.
----------------
* Польский исследователь Бласяк в 1947 г. предложил оказавшиеся перспективными состав и способ приготовления медь-цинк-алюминиевого катализатора (61% СuО, 27% ZnO, 7,7% Аl2Оз), который вскоре был применен в промышленном масштабе. Именовать катализаторами Бласяка другие медьсодержащие катализаторы, включая цинк-хром-алюминиевые, изученные российскими и зарубежными исследователями в 1927—1940 гг., нет оснований