Присадками называют химические соединения, добавление которых в небольших количествах заметно улучшает эксплуатационные свойства нефтепродуктов. Промышленное производство присадок к топливам и маслам организовано на многих НПЗ.
Присадки к топливам. Присадки к тоиливам по их назначению классифицируют на следующие типы:
1) улучшающие процесс сгорания в двигателях;
2) сохраняющие свойства топлив при транспортировании и хранении;
3) препятствующие образованию кристаллов .ш.да в топливе;
4) повышающие смазочную способность топлив;
5) антистатические;
6) препятствующие образованию отложений в топливной аппаратуре.
Для улучшения процесса сгорания в двигателях с воспламенением от искры широко применяют тетpaэтилсвинец. При высоких температурах, развивающихся в камерах сгорания двигателей, происходит разложение ТЭС на активные радикалы (свинцовые и этильные), которые вступают в реакции с пероксидами и разрушают их. Образующийся при этом оксид свинца окисляется в диоксид свинца, который затем вновь реагирует с молекулой пероксида. Следовательно, с помощью одной молекулы ТЭС разрушается большое число молекул пероксидов.
Главный продукт сгорания ТЭС — оксид свинца, для удаления которого применяют специальные вещества-выносители (этилбромид, дибромэтан, дихлорэтан и др.). Оксид свинца реагирует с выносителями, образуя летучие галогенсвинцовые соединения. ТЭС вводят в бензин в виде смеси с выносителями, именуемой этиловой жидкостью.
Бензины, к которым добавляют этиловую жидкость, называют этилированными. При использовании этилированных бензинов происходит загрязнение воздушного бассейна продуктами неполного сгорания топлив, соединениями свинца. Чтобы предотвратить и уменьшить загрязнение атмосферы, во многих странах снижают содержание ТЭС в бензинах, сокращают потребление этилированных бензинов.
Для повышения цетанового числа дизельных топлив применяют органические нитраты (изопропил-, амил-, циклогексилнитраты), однако в массовом масштабе их не производят.
Сохранение товарных свойств топлив при их хранении и транспортировании обеспечивают вводом в их состав антиокислителей— n-оксидифениламина; древесно-смоляного, получаемого сухой перегонкой древесины; ФЧ-16, представляющего фенольную фракцию, извлеченную из подсмольных вод полукоксования черемховских углей; биоцидных присадок, предотвращающих вредное влияние на топлива различных микроорганизмов.
Чтобы исключить образование кристаллов льда и их отложение на топливных фильтрах, к реактивным топливам добавляют метил- и этилцеллозольв, а также тетрагидрофуриловый спирт. Эти соединения смешиваются с водой, содержащейся в топливах, с образованием низкозастыиающнх смесей, которые проходят через фильтр п удаляются с газами сгорания.
Присадки, повышающие смазочную способность, добавляют к реактивным топливам. Введение присадок облегчает условия эксплуатации плунжерных насосов, подающих топливо в камеры сгорания и смазывающихся самим топливом. В качестве повышающей смазочную способность противоизносной присадки применяют концентрат нафтеновых кислот.
К реактивным топливам добавляют также антистатические присадки, предотвращающие накопление зарядов статического электричества при хранении и перекачке топлива. Присадки этого типа увеличивают электропроводность топлива, образующиеся заряды не скапливаются в топливе, а уходят в заземленные стенки емкостей и трубопроводов.
Для того чтобы исключить засорение топливной аппаратуры нерастворимыми продуктами химических превращений топлив, используются диспергирующие присадки, с помощью которых продукты окисления топлив удерживаются в коллоидном состоянии или переводятся в раствор. Наиболее часто в качестве диспергирующих присадок применяются нафтенаты и сульфонаты бария и кальция, азотсодержащие соединения.