Гидроочистка

Гидроочистка и гидрообессеривание

Основной целью процесса гидроочистки и гидрообессеривания топлипных дистиллятов является улучшение качества последних за счет удаления та­ких нежелательных компонентов, как сера, азот, кислород, металлорганические соединения и смо­листые вещества, непредельные соединения.

Гидроочистку и гидрообессеривание бензиновых фракций проводят с целью подготовки сырья для установки каталитического риформипга. Такая пред­варительная обработка способствует улучшению не­которых важных показателей процесса риформинга, а именно; глубины ароматизации сырья, октанового числа получаемого бензина, а также увеличению срока службы катализатора [1].

Гидроочпстку керосиновых и дизельных фракций проводят с целью снижения содержании серы до поры, установленных стандартом, и для получения товарных топливных дистиллятов с улучшенными характеристиками сгорания и термической стабиль­ности. Одновременно снижается коррозионная аг­рессивность топлив и уменьшается образование осад­ка при их храпении.

Подвергаемые гидроочистке бензиновые фрак­ции имеют различные температурные пределы выки­пания в зависимости от дальнейшей их переработки: из фракций 85—180 и 105—180°С — обычно путем платформинга получают высококачественные бен­зины, а из фракций 60—85, 85—105, 105—140 и 130—165оС — концентраты соответственно бен­зола, толуола и ксилолов. Основным продуктом, получаемым при гидроочистке бензиновых фракций, является стабильный гидрогенизат, выход которого составляет 90—99% (масс.), содержание в гидрогенизате серы не превышает 0,002% (масс.).

Типичным сырьем при гидроочистке керосиновых дистиллятов являются фракции 130—240 и 140— 230°С прямой перегонки нефти. Однако при полу­чении некоторых видов топлив верхний предел вы­кипания может достигать 315°С. Целевым продук­том процесса является гидроочищенная керосиновая фракция, выход которой может достигать 96—97% (масс.). Кроме того, получаются небольшие коли­чества низкооктановой бензиновой фракции (от­гон), углеводородные газы и сероводород.

Одной из важных областей применении гидро­очистки является производство малосернистого ди­зельного топлива из соответствующих дистиллятов сернистых пефтей. В качестве исходного дистиллята обычно используют керосин-газойлевые фракции с температурами выкипания 180—330, 180 360 и 240—360оС (метод разгонки стандартный). Вы­ход стабильного дизельного топлива с содержанием серы не более 0,2% (масс.) составляет 97% (масс.). Побочными продуктами процесса являются низко­октановый бензин (отгон), углеводородный газ, серо­водород и водородсодержащий газ.

Гидроочистке нередко подвергают дистилляты вторичного происхождения (газойли коксования, каталитического крекинга, висбрекипга и т. п.) как таковые или чаще в смеси с соответствующими прямогонными дистиллятами.

Процесс гидроочистки осуществляют на алюмо-кобальтмолибденовом {Аl—Со—Мо) или на алюмо-никельмолибденовом (AINiMo) катализаторе при условиях, приведенных ниже:

 

Показатели

Бензиновые

 фракции

Керосиновые

 фракции

Дистилляты

 дизельных

 топлив

Катализатор

 

Температура, °С

Давление, МПа

Объемная скорость подачи сырья, ч-1

Кратность циркуляции   

   водородсодержащего газа, м33 сырья

AI—Ni—Mo

AI—Ni—Mo

380-420

2,5-5,0

1-5

 

100-600

AI—Ni—Mo

AI—Ni—Mo*

350-360

7,0

5-10

 

300-400

AI—Ni—Mo

AI—Ni—Mo

350-410

3,0-4,0

4-6

 

300-400

* Цсолитсодержаший.

 

Используемый водородсодержащий газ, как пра­вило, получают с установки каталитического риформинга; содержание в нем водорода колеблется от 60 до 95 % (об.).

Технологические схемы промышленных устано­вок гидроочистки имеют много общего и различаются по мощности, размерам и технологическому оформ­лению секций сепарации и стабилизации. В составе промышленных комбинированных установок, на­пример, на комбинированной установке ЛК-6у [2] имеются секции для гидрообессеривания дистилля­тов дизельных и реактивных топлив.