Основной целью процесса гидроочистки и гидрообессеривания топлипных дистиллятов является улучшение качества последних за счет удаления таких нежелательных компонентов, как сера, азот, кислород, металлорганические соединения и смолистые вещества, непредельные соединения.
Гидроочистку и гидрообессеривание бензиновых фракций проводят с целью подготовки сырья для установки каталитического риформипга. Такая предварительная обработка способствует улучшению некоторых важных показателей процесса риформинга, а именно; глубины ароматизации сырья, октанового числа получаемого бензина, а также увеличению срока службы катализатора [1].
Гидроочпстку керосиновых и дизельных фракций проводят с целью снижения содержании серы до поры, установленных стандартом, и для получения товарных топливных дистиллятов с улучшенными характеристиками сгорания и термической стабильности. Одновременно снижается коррозионная агрессивность топлив и уменьшается образование осадка при их храпении.
Подвергаемые гидроочистке бензиновые фракции имеют различные температурные пределы выкипания в зависимости от дальнейшей их переработки: из фракций 85—180 и 105—180°С — обычно путем платформинга получают высококачественные бензины, а из фракций 60—85, 85—105, 105—140 и 130—165оС — концентраты соответственно бензола, толуола и ксилолов. Основным продуктом, получаемым при гидроочистке бензиновых фракций, является стабильный гидрогенизат, выход которого составляет 90—99% (масс.), содержание в гидрогенизате серы не превышает 0,002% (масс.).
Типичным сырьем при гидроочистке керосиновых дистиллятов являются фракции 130—240 и 140— 230°С прямой перегонки нефти. Однако при получении некоторых видов топлив верхний предел выкипания может достигать 315°С. Целевым продуктом процесса является гидроочищенная керосиновая фракция, выход которой может достигать 96—97% (масс.). Кроме того, получаются небольшие количества низкооктановой бензиновой фракции (отгон), углеводородные газы и сероводород.
Одной из важных областей применении гидроочистки является производство малосернистого дизельного топлива из соответствующих дистиллятов сернистых пефтей. В качестве исходного дистиллята обычно используют керосин-газойлевые фракции с температурами выкипания 180—330, 180 360 и 240—360оС (метод разгонки стандартный). Выход стабильного дизельного топлива с содержанием серы не более 0,2% (масс.) составляет 97% (масс.). Побочными продуктами процесса являются низкооктановый бензин (отгон), углеводородный газ, сероводород и водородсодержащий газ.
Гидроочистке нередко подвергают дистилляты вторичного происхождения (газойли коксования, каталитического крекинга, висбрекипга и т. п.) как таковые или чаще в смеси с соответствующими прямогонными дистиллятами.
Процесс гидроочистки осуществляют на алюмо-кобальтмолибденовом {Аl—Со—Мо) или на алюмо-никельмолибденовом (AI—Ni—Mo) катализаторе при условиях, приведенных ниже:
Показатели | Бензиновые фракции | Керосиновые фракции | Дистилляты дизельных топлив |
Катализатор
Температура, °С Давление, МПа Объемная скорость подачи сырья, ч-1 Кратность циркуляции водородсодержащего газа, м3/м3 сырья | AI—Ni—Mo AI—Ni—Mo 380-420 2,5-5,0 1-5
100-600 | AI—Ni—Mo AI—Ni—Mo* 350-360 7,0 5-10
300-400 | AI—Ni—Mo AI—Ni—Mo 350-410 3,0-4,0 4-6
300-400 |
* Цсолитсодержаший. |
Используемый водородсодержащий газ, как правило, получают с установки каталитического риформинга; содержание в нем водорода колеблется от 60 до 95 % (об.).