В настоящее время перед нефтеперерабатывающей промышленностью ставится задача по увеличению количества и улучшению качества автомобильных бензинов и индивидуальных ароматических углеводородов. Решается она как за счет внедрения и строительства новых высокопроизводительных установок каталитического риформинга на современных типах катализаторов, так и за счет интенсификации и реконструкции действующих установок. При этом наибольшую актуальность приобрело последнее направление.
Интенсификация и реконструкция действующих производств за счет применения более совершенных катализаторов и оборудования, незначительного изменения технологии производства не требует больших капитальных вложений и в то же время обеспечивает выпуск автомобильных бензинов с повышенным качеством и в требуемом количестве.
Более 30% действующих установок отрасли используют полиметаллический катализатор серии КР. На многих установках по выработке ароматических углеводородов применяется более эффективный экстрагент — триэтнленглнколь. Готовится к переводу на новые типы катализаторов н экстрагентов еще целый ряд установок.
Опыт эксплуатации интенсифицированных и модернизированных установок каталитического рнформпнга позволяет сделать следующие выводы.
1. Катализаторы серии К.Р обладают высокой стабильностью и хорошей селективностью при работе на жестком режиме. Длительность межрегеиерационного периода довольно высока и составляет около 12—15 месяцев.
2. По сравнению с катализаторами старых модификаций катализаторы серии КР позволяют увеличить объемную скорость до 1,8 ч-1 (имеются случаи эффективной работы катализаторов и при более высоких объемных скоростях) п тем самым повысить среднесуточную производительность па 20—25%.
3. На катализаторах серии КР кратность циркуляции водородсодержащего газа может быть снижена до 1200—1300 м3/м3 сырья
(на некоторых установках достигнута и более низкая циркуляция водородсодержащего газа).
4. Октановые числа катализата в течение всего периода эксплуатации катализатора изменяются незначительно и составляют 84—85 (по ММ).
5. Перевод установок на катализаторы типа КР связан с ужесточением требовании к сырью, пусковому водородсодержащему
газу и инертному газу, а также требует более эффективной работы блока предварительной гидроочисткн.
6. Для поддержания высокой активности катализатора на протяжении всего цикла эксплуатации он в период регенерации должен в обязательном порядке подвергаться восстановлению и окислительному оксихлорнрованию.
7. Применение триэтиленгликоля (ТЭГа) в установках каталитического риформинга приводит:
а) к снижению удельных расходных показателей по пару и электроанергии за счет уменьшения циркулирующего раствора экстрагента и внутренних потоков;
б) к увеличению производительности установки вследствие уменьшения внутренних потоков за счет изменения соотношения растворитель/сырье.
8. За счет увеличения производительности и повышения качества продукции достигается улучшение технико-экономических показателей установок.
Применение катализаторов типа КР на действующих установках позволяет получать дополнительную прибыль вследствие увеличения срока службы катализатора, уменьшения общей стоимости катализатора (из-за сниженного содержания платины в катализаторе), увеличения отбора продуктов за счет повышения селективности процесса.