Сущность метода заключается в определении изменения показателей мощности и удельного расхода топлива, а также влияния на состав отработавших газов при работе двигателя на испытуемом образце топлива по сравнению с эталонным топливом. Метод разработан во ВНИИ НП. Испытание проводится на стенде, созданном на базе модернизированной установки НАМИ-1М с одноцилиндровым отсеком двигателя ЗИЛ-130. Стенд состоит из двигателя, электробалансирной машины, устройства электронного регулирования и автоматического поддержания постоянной частоты вращения коленчатого вала, контрольно-измерительной аппаратуры с автоматическим поддержанием температурного режима двигателя и температуры воздуха на впуске, устройств регулирования и измерения расхода воздуха и топлива, регулирования угла опережения зажигания, отбора и анализа проб отработавших газов. Перед проведением испытаний установку обкатывают и проверяют в соответствии с методикой. Сравнение показателей работы двигателя на испытуемом и эталонном топливах производится по регулировочной характеристике по расходу топлива, снятой при изменении частоты вращения коленчатого вала от 1200 до 2000 мин '. При испытании поддерживается следующий температурный режим: температура охлаждающей воды, выходящей из двигателя — 80 ± 3, масла в картере — 74 ± 2, воздуха на впуске — 37 ± 3°С. Испытание проводится при постоянном положении дроссельных заслонок карбюратора. Измерение расхода топлива и воздуха осуществляется специальными устройствами. На установившихся режимах частоты вращения коленчатого вала, например 1200, 1500, 1800 и 2000 мин1, подбирают оптимальный угол опережения зажигания, обеспечивающий наибольшую мощность двигателя при работе на границе детонации. Определяют на каждом режиме расход топлива, обеспечивающий наибольшую мощность (при дальнейшем увеличении расхода мощность будет снижаться). При сравнении результатов испытания опытного и эталонного топлива принимается, что опытное топливо по влиянию на рабочие показатели двигателя соответствует эталону сравнения, если показатели мощности и удельного расхода топлива различаются соответственно не более чем на 1 и 1,5%. В качестве эталона сравнения используется неэтилированный бензин А-76 (ГОСТ 2084—77). В ходе испытаний также производятся отбор проб отработавших газов на каждом режиме работы двигателя и определение концентрации СО, СН и NOx.