Бензин

Метод оценки моющих свойств бензинов и присадок

Моющие свойства характеризуют способность бензинов и присадок поддерживать чистоту карбюратора и предотвращать его загрязнение смолистыми отложениями и примесями, содержащимися в картерных газах. Метод разработан во ВНИИ НП, базируется на серийной одноцилиндровой установке УИТ-65 или ИТ9-2. Сущность метода заключается в определении времени, необходимого для смывания со специальной сетки отложений, накопленных на ней при работе двигателя на базовом топливе — техническом эталонном изооктане с добавкой 0,4% мас. загрязнителя (смесь 1:1 мазута марки 100 и битума марки БН-50/50). Топливо с загрязнителем и испытуемое топливо подаются в двигатель с помощью специального устройства. Накопление загрязнителя на сетке производят перед каждым испытанием при работе на базовом топливе и базовом топливе с загрязнителем, пока перепад давления на сетке не увеличится до 200 мм рт.ст. Затем двигатель переводят на работу на испытуемом бензине и определяют время, необходимое для полного удаления отложений, т.е. уменьшения перепада давления на сетке до исходной величины. Двигатель при определении моющих свойств работает в следующем режиме:

Частота вращения коленчатого вала, мин-1    900
Степень сжатия    6,0
Начальный расход, л/ч:
базового топлива    2,0
базового топлива с загрязнителем    0,4
Угол опережения зажигания, °ПКВ до ВМТ    22
Температура воздуха перед карбюратором, °С    70

Для одного испытания требуется 3 л базового топлива, 0,6 л топлива с загрязнителем и 0,5 л испытуемого топлива. Расхождения результатов двух последовательных испытаний не превышают 3 мин. Моющие свойства товарных автомобильных бензинов (время смывания загрязнителя) без моющих присадок находятся в пределах 15—50 мин, бензинов с моющими присадками — не более 17 мин.