Сущность метода заключается в определении массы отложений, образующихся внутри впускного трубопровода одноцилиндрового двигателя УИТ-65 или ИТ9-2 при регламентированном режиме работы. Для испытания двигатель дооборудуется специальным впускным патрубком с электроподогревателем. В этот патрубок устанавливают сменную пластину из листового алюминия толщиной 0,2 мм и размером 105 х 445 мм. Испытание проводят при следующем режиме работы двигателя:
Частота вращения коленчатого вала, мин 900
Степень сжатия 5
Общий расход испытуемого бензина, кг 1,5
Расход бензина, кг/ч 1,2
Угол опережения зажигания, °ПКВ до ВМТ 26
Температура, °С:
стенки впускного патрубка 130
воздуха перед карбюратором 52
охлаждающей жидкости 100
топливовоздушной смеси 60
Продолжительность испытания, мин 75 ± 5
После испытания сменную пластинку извлекают из патрубка, охлаждают и взвешивают. Увеличение массы пластины за цикл испытания принимают за массу смолистых отложений. За результат испытания принимается среднее арифметическое двух последовательных определений массы смолистых отложений, различающихся не более чем на 10% отн. от среднеарифметического значения.
Установлено, что для бензина, обеспечивающего длительную эксплуатацию карбюраторного двигателя при допустимом накоплении смолистых и углеродистых отложений во впускном трубопроводе и на впускных клапанах, склонность к отложениям не должна превышать 100 мг.