ГОСТ 10373—82. Метод стендовых детонационных испытаний предназначен для оценки фактических антидетонационных свойств бензинов на конкретном двигателе при его работе на установившихся режимах во всем диапазоне частот вращения коленчатого вала при работе на полном дросселе (полной нагрузке). Под фактическим октановым числом (ФОЧ) бензина понимают октановое число смеси эталонных топлив, обладающей детонационной стойкостью при данной частоте вращения коленчатого вала, равной детонационной стойкости испытуемого бензина.
Метод дорожных детонационных испытаний автомобильных бензинов предназначен для оценки антидетонационных свойств бензинов в дорожных условиях во всем диапазоне скоростей движения автомобиля на неустановившихся режимах работы двигателя с учетом особенностей конструкции автомобиля. Дорожные детонационные испытания бензинов на автомобилях проводят на мерном участке прямого горизонтального шоссе с сухим асфальтовым /бетонным/ покрытием при скорости ветра не более 5 м/с. Дорожные детонационные испытания заключаются в определении следующих характеристик автомобиля:
динамической — по углу опережения зажигания при разгоне автомобиля в интервале минимально стабильной и 0,8 максиь мальной скорости;
детонационной — на смесях эталонных топлив в принятом интервале скоростей.
Динамическую характеристику автомобиля снимают на изооктане, обеспечивающем, как правило, бездетонационную работу двигателя при всех углах опережения зажигания. Результаты этих испытаний изображают в виде зависимости угла опережения зажигания от времени разгона. Детонационную характеристику автомобиля определяют не менее чем на пяти смесях эталонных топлив с разными октановыми числами и на испытуемом бензине. На каждой эталонной смеси и испытуемом бензине, изменяя углы опережения зажигания, определяют скорость движения, при которой появляется детонация во время разгона автомобиля на высшей передаче от минимальной стабильной скорости при быстром нажатии педали газа до упора. По результатам испытаний строят первичную детонационную характеристику автомобиля на смесях эталонных топлив и испытуемом бензине. Окончательные результаты дорожных детонационных испытаний автомобиля и бензина представляют в виде итоговой детонационной характеристики, представляющей зависимость октановых чисел бензина, требуемых двигателю, и фактических дорожных октановых чисел бензина от скорости движения автомобиля при оптимальном угле опережения зажигания.
По ГОСТ 10373—82 предусмотрен также метод ускоренных дорожных детонационных испытаний бензинов. По этому методу определяют угол опережения зажигания, обеспечивающий наименьший расход топлива при движении автомобиля с постоянными скоростями 30 и 70 или 40 и 80 км/ч с использованием высокооктанового бензина, обеспечивающего бездетонационную работу двигателя при всех установках опережения зажигания. Затем на смесях эталонных топлив с различными октановыми числами определяют углы опережения зажигания, вызывающие начало детонации, легкую детонацию, сильную и очень сильную детонацию при разгоне автомобиля от минимально устойчивой скорости на высшей передаче при быстром нажатии педали газа до упора. По результатам испытаний определяют детонационную характеристику автомобиля (рис. 13.5). Определяют угол опережения зажигания при разгоне на испытуемом бензине с легкой детонацией и по детонационной характеристике автомобиля находят значение дорожного октанового числа /ДОЧ/ испытуемого бензина. По детонационной характеристике автомобиля и углу опережения зажигания, обеспечивающему наименьший расход топлива, можно также определить требуемое ДОЧ бензина для данного автомобиля.
Стендовые и дорожные детонационные испытания автомобильных бензинов требуют сравнительно сложного оборудования, специальных дорожных и строго регламентируемых метеорологических условий и высокой квалификации испытателей. Поэтому такие испытания проводят получаемых с использованием новых компонентов.
Для квалификационной оценки бензинов, полученных при непринципиальных изменениях технологии, используются методы, базирующиеся на одноцилиндровых установках, позволяющие прогнозировать октановые числа бензинов в дорожных условиях. Эти методы, как правило, основаны на оценке распределения детонационной стойкости по фракциям. В РФ в качестве такого квалификационного метода принят метод оценки коэффициента распределения детонационной стойкости.