Бензин

Противонагарные присадки

Отложения нагара в камерах сгорания ДВС с искровым зажиганием вызывают повышение требований к детонационной стойкости бензина, снижение надежности работы свечей зажигания и неуправляемое калильное зажигание.
Наибольшую склонность к нагарообразованию проявляют этилированные бензины. Нагарообразование также возрастает с увеличением содержания в бензине ароматических углеводородов.
Наряду с конструктивными возможностями уменьшения нагарообразования в камерах сгорания (изменение температурного режима, формы, организации потоков газа и др.) используются и специальные «противонагарные» присадки. Эти присадки, как правило, не уменьшают количество образующегося нагара, а изменяют его состав и свойства (температуру затлевания, структуру, плотность, адгезию со стенками камеры сгорания и др.), т.е. по сути являются модификаторами нагара, способствующими выносу нагара из камеры сгорания и уменьшающими вероятность возникновения неуправляемого воспламенения топливовоздушной смеси.
В качестве противонагарных присадок исследованы соединения, включающие металлы (хром, кобальт, барий, алюминий, кальций и др.), а также неметаллы (фосфор, бром, бор, хлор, азот и др.). Весьма эффективными оказались соединения фосфора и бора.
Наибольшее распространение в качестве модификаторов нагаров получили различные эфиры фосфорной кислоты, прежде всего моноалкилфенилфосфаты (трикрезилфосфат, крезилдифенилфосфат). Фосфорсодержащие присадки применяются для высокооктановых этилированных бензинов. Количество добавляемых присадок зависит от содержания свинца в бензине. Оптимальной считается концентрация присадки, при которой в бензине содержится 20—50% фосфора от теоретически необходимого для полного перевода присутствующего в бензине свинца в его ортофосфат РЬ3(РО4)2. Для трикрезилфосфата оптимальная концентрация составляет 0,014% при содержании в бензине ТЭС 0,05% (0,22 г РЬ на 1 дм3).
Фосфорсодержащие противонагарные присадки выпускаются за рубежом под товарными наименованиями (Paradyne 101, Amoco 541, ICC-1, ICC-4, Monsanto СДР и др.).
В связи с уменьшением содержания в бензине свинца, а во многих странах и с полным прекращением выработки этилированных бензинов применение противонагарных присадок постепенно сокращается. В нашей стране противонагарные присадки вообще не нашли практического применения.