При получении бензинов на нефтеперерабатывающих предприятиях не всегда удается обеспечить требуемый уровень эксплуатационных свойств чисто технологическими приемами. В ряде случаев, в основном при использовании процессов для увеличения выхода бензинов из перерабатываемого сырья, происходит значительное ухудшение отдельных показателей качества. Например, в результате каталитического и термического крекинга тяжелого сырья получаемые бензины значительно уступают бензинам прямой перегонки и каталитического риформинга по химической стабильности. При повышении детонационной стойкости с помощью процесса каталитического риформинга значительно увеличивается содержание ароматических углеводородов, отрицательно влияющих на экологические свойства и увеличивающих склонность бензинов к нагароотложениям в двигателе. Ввиду незначительной вязкости и малого содержания природных поверхностно-активных гетероорганических соединений (сернистых, азотистых, кислородных) бензины, получаемые основными крупнотоннажными технологическими процессами: прямой перегонкой нефти, каталитическим крекингом и каталитическим риформингом, имеют низкие защитные и противоизносные свойства, не обладают хорошей моющей способностью.
Для получения автомобильных бензинов с максимальными выходами из перерабатываемого сырья, отвечающих установленным требованиям к качеству, широко используются различные присадки для улучшения отдельных эксплуатационных свойств.
По мере ужесточения требований к качеству бензинов ассортимент таких присадок постоянно расширяется.
В настоящее время в нашей стране и за рубежом применяются присадки для повышения детонационной стойкости и химической стабильности, улучшения защитных, моющих и противоизносных свойств бензинов, антиобледенительные и биоцидные.
В главах, посвященных отдельным эксплуатационным свойствам, уже описан механизм действия отдельных присадок, приведены некоторые сведения о классах соединений, используемых в композициях тех или иных присадок. Далее систематизированы данные по ассортименту, составу и эффективности действия товарных присадок к бензинам, вырабатываемых в России и за рубежом и реально применяемых в автомобильных бензинах. Приведены также сведения о некоторых опытных присадках.