При доставке бензина с нефтеперерабатывающего завода до места потребления наблюдаются значительные его потери. По данным исследований, более 75% потерь бензинов связано с их испарением. Потери от испарения наблюдаются при хранении, сливе, наливе, перевозках, заправках и применении (из топливных баков автомобилей, из поплавковых камер карбюраторов и др.). Помимо материальных потерь испарение бензина часто сопровождается ухудшением некоторых эксплуатационных свойств и приводит к загрязнению окружающей среды. Поэтому хорошо организованная последовательная и систематическая борьба с потерями бензинов от испарения на всех этапах транспортирования и хранения имеет большое значение в масштабе всей страны.
При эксплуатации технически исправных сливо-наливных устройств и транспортных средств основные потери бензинов от испарения происходят в резервуарах. Причина потерь бензинов в резервуарах — вытеснение части паровоздушной смеси из газового пространства. При обычных условиях хранения бензина в резервуаре газовое пространство заполнено смесью воздуха с парами бензина. При повышении температуры окружающей среды (например, днем в солнечную погоду) бензин нагревается и паровоздушная смесь расширяется. При этом возрастает давление, а чтобы предотвратить разрушение резервуара, срабатывает клапан и часть паровоздушной смеси уходит в атмосферу (так называемые «атмосферные» резервуары с дыхательными клапанами). Вечером при охлаждении такого резервуара в газовом пространстве образуется вакуум и через клапан в резервуар поступает воздух. Поступивший воздух вновь насыщается испарившимися порциями бензина. Такой своеобразный насос (всасывание воздуха, вытеснение смеси) работает ежедневно в каждом резервуаре, вызывая потери бензинов от так называемых «малых дыханий» резервуара.
В резервуаре, заполненном бензином, первые же порции бензина интенсивно испаряются в газовое пространство и насыщают его парами. При дальнейшем заполнении резервуара образовавшаяся паровоздушная смесь вытесняется из газового пространства через клапан в атмосферу. Эти потери принято называть потерями от «больших дыханий» резервуара.
Кроме основных указанных видов потерь бензинов от испарения отмечают потери от «обратного выдоха», газового сифона и т.д.
Какие же пути можно наметить для сокращения потерь бензинов при хранении?
1. Уменьшение газового пространства в резервуаре ведет к сокращению потерь от малых дыханий. В полностью залитом резервуаре относительные потери от испарения будут меньше, чем в частично заполненных резервуарах. Уменьшение объема газового пространства достигается за счет применения плавающих крыш, понтонов или плавающих экранов и т.д. При малых дыханиях, выкачке и закачке бензина плавающая крыша в резервуаре движется вслед за уровнем продукта, тем самым сводя до минимума объем газового пространства, насыщенного парами.
2. Потери от испарения уменьшаются при сокращении амплитуды колебания температуры газового пространства. Сюда относятся все мероприятия, направленные на защиту резервуаров от нагревания солнечными лучами, — затенение лиственными деревьями, окраска светлыми красками, устройство различного рода экранов, охлаждение водой, заглубление и др.
3. Увеличение избыточного давления при хранении ведет к снижению потерь от испарения. Однако этот путь не всегда можно использовать вследствие необходимости резкого увеличения прочности резервуаров.
В последние годы для снижения потерь используют системы улавливания паров нефтепродуктов путем специальной газовой обвязки группы резервуаров и другие меры.
Для оценки склонности бензинов к потерям от испарения И. П. Бударовым разработан лабораторный метод. Метод основан на определении убыли массы бензина (в %) после продувки его воздухом при данной температуре.
Исследование склонности к потерям от испарения опытных партий зимних автомобильных бензинов показало, что потери при их хранении и транспортировании в 1,5 раза больше потерь бензина летнего вида с давлением насыщенных паров до 0,067 МПа. При подземном хранении потери от испарения даже зимних бензинов чрезвычайно малы.
На потери бензинов при длительном хранении установлены нормы. Нормы учитывают виды бензина, климатическую зону, условия и длительность хранения.