Фракционный состав — один из важнейших показателей качества автомобильных бензинов. От него зависят такие характеристики двигателя, как легкий и надежный пуск, длительность прогрева, приемистость автомобиля и другие эксплуатационные показатели.
Фракционный состав бензинов определяется перегонкой в стандартизированных условиях на специальном приборе. В колбе прибора нагревают 100 мл бензина и по термометру отмечают температуры, при которых заканчивается перегонка определенного количества бензина. Для автомобильных бензинов отмечают температуру перегонки 10, 50 и 90% бензина и конца его кипения. Для исследовательских целей принято записывать температуру перегонки каждых 10% бензина. Затем на основании полученных данных строят кривую перегонки бензина в координатах: количество бензина — температура.
Все требования современных карбюраторных двигателей к фракционному составу применяемых топлив можно разделить на требования, связанные с климатическими особенностями эксплуатации автомобилей, и требования, обусловленные конструктивными особенностями двигателей.
Способность бензина обеспечить быстрый разгон автомобиля, минимальный расход топлива, равномерное качественное и количественное распределение смеси по цилиндрам двигателя, минимальный износ цилиндро-поршневой группы — вот далеко не полный перечень требований к фракционному составу, связанных главным образом с конструктивными особенностями двигателей. Соответствие между этими требованиями и качеством применяемых бензинов достигается как улучшением физикохимических показателей бензинов, так и совершенствованием конструкции карбюраторов, впускных систем и камер сгорания.
Климатические особенности эксплуатации автомобилей в различных районах страны в разное время года выдвигают два основных требования к фракционному составу бензинов — обеспечение надежного пуска двигателя до возможно более низких температур воздуха и предотвращение нарушений в работе систем питания двигателей, связанных с частичным испарением бензина при высоких температурах воздуха. Сюда же следует отнести проблему борьбы с обледенением деталей карбюратора и уменьшением испарений путем изменения фракционного состава бензинов.
Многие из перечисленных выше требований к фракционному составу бензинов по своему характеру взаимно противоречивы, и удовлетворить их можно только компромиссным решением.