Физические свойства алкилбензолов, определяющие возможность их применения в качестве смазочных материалов, зависят от числа боковых цепей в молекуле, а также от числа атомов углерода в алкильных группах и их строения [309]. Алкилбензолы с прямой алкильной цепью имеют более низкие температуры застывания, лучшие индексы вязкости и большую термическую стабильность, нежели с разветвленной.
Как уже отмечалось, главным критерием выбора основы для смазочных материалов является требуемая вязкость при повышенной температуре и низкая температура застывания. В табл. 39 приведены эти характеристики для алкилбензолов с линейными алкильными группами С6—С16.
ТАБЛИЦА 39. Вязкость и температура застывания линейных алкилбензолов
Алкил |
v·106 при 99 С, м2/с |
Температура застывания, °С |
||||
моно алкил- бензол |
диалкил- бензол |
триалкил- бензол |
моноалкил- бензол |
диалкил- бензол |
триалкил- бензол |
|
С6H13 |
— |
— |
2,4 |
|
_ |
-40 |
C7H15 |
— |
— |
3,2 |
— |
— |
-40 |
С8Н17 |
— |
_ |
3,9 |
— |
— |
-6 |
С10Н21 |
1,0 |
3,1 |
— |
— |
—62 |
|
С12Н23 |
1,5 |
4,0 |
__ |
_ |
—62 |
— |
С13Н27 |
1,6 |
5,0 |
|
—79 |
—54 |
_ |
С14Н29 |
— |
5,7 |
— |
— |
—29 |
— |
С16Н33 |
2,0 |
7,0 |
— |
— |
— 12 |
— |
Выбор подходящей алкилбензольной основы зависит от того, какое товарное масло необходимо получить. Для моторных масел, работающих в северных условиях, предпочтительно применять диалкилбензолы с числом атомов углерода в цепи 12—13. Для менее жестких условий можно использовать и триалкилбензолы.
Методы синтеза алкилароматических углеводородов, используемых в качестве основы синтетических масел, довольно разнообразны. Смазочное масло для автомобильных двигателей, турбин и трансмиссий получают (пат. Великобритании 1115204) алкилированием бензола, толуола, ксилолов, нафталина хлорированными парафинами с числом углеродных атомов C8—C18 в присутствии хлорида алюминия. Из продуктов реакции выделяют фракцию, перегоняющуюся выше 173 °С при 0,656 КПа, которая содержит до 90 % диалкилароматических и дифенилалкановых углеводородов и менее 10 % алкилароматических и конденсированных ароматических соединений. Такая фракция имеет температуру застывания ниже —34 °С, температуру вспышки более 193 °С и индекс вязкости более 70.
Синтетические масла с улучшенными свойствами получают алкилированием алкилбензолов, содержащих менее 2 % тетрагидронафталина, хлор- или бромпарафинами в присутствии катализаторов Фридела — Крафтса (пат. США 3538178, 3775325).
Предложен способ получения основы синтетического масла, заключающийся в алкилировании ароматического ядра гидрохлорированными димерами а-олефинов (пат. США 3766285).
Значительное число патентов посвящено получению диалкилбензольиых масел диспропорционированием моноалкилбензолов. Описано применение в качестве смазочного материала продуктов диспропорционирования моноалкилбензолов, содержащих 6—18 атомов углерода в линейной алкильной цепи (авт. свид. СССР 378025).
Диспропорционирование моноалкилбензолов, содержащих 8—18 атомов углерода в алкильной группе, в присутствии комплекса фторида водорода с фторидом бора позволяет получить продукт, содержащий более 85 % диалкилбензолов и 15% алкилтетрагидронафталинов (пат. США 3538177).
Синтетическое смазочное масло можно получить (пат. США 3925280) при контактировании алкилбензола, содержащего 10—15 атомов углерода в линейной алкильной цепи, с хлоридом алюминия при 75—120°С. Из продуктов реакции выделяют фракцию, состоящую из 13% алкилбензола и 87% продукта диспропорционирования, содержащего более 70% бис (децилпентадецил) бензолов, и не более 4,5 % дифенилалканов. Эта фракция имеет температуру застывания ниже —60 °С, температуру вспышки более 200 °С, кинематическую вязкость 4,8·10-6 м2/с при 99°С и около 6·10-3 м2/с при —40 °С.
Синтетические масла на основе 1,3,5-трис(гексилнонил)бензолов получают (пат. США 3518321) диспропорционированием моно(гексилнонил) бензолов в присутствии 0,3—0,7 моль хлорида алюминия при 30—60 °С. Полученный таким образом 1,3,5-тригептилбензол имеет кинематическую вязкость 3,1·10-6 м2/с при 99°С, индекс вязкости 130 и температуру застывания —40°С.
Диспропорционирование моноалкилбензолов, содержащих 11— 13 атомов углерода в алкильной группе, с целью получения основы северных масел изучено в работе [310]. Исходным сырьем служил продукт алкилирования бензола фракцией а-олефинов термического крекинга 180—240 °С. Процесс диспропорционирования изучали, варьируя температуру реакции в пределах 50—150 °С, время реакции от 0,5 до 3,4 ч, концентрацию хлорида алюминия от 1 до 5 %.
Выход фракции, перегоняющейся выше 380°С—целевого продукта — составлял 30—35 % на исходные моноалкилбензолы. Эта фракция имела следующие характеристики: кинематическая вязкость 4,2·10-6 — 4,5-10-6 м2/с при 100°С, индекс вязкости 110—120, температура застывания —65 ÷ —70 °С. В ее составе найдено 5% алкилбензолов и 5—7 % триалкилбензолов. Диалкилбензолы представлены на 55—60 % мета- на 18—20 % пара- и на 12— 16%—орто-изомерами.
Масла, получаемые на основе фракции диалкилбензолов, обладают большей стабильностью, нежели эталонные северные масла [310]. Отмечен еще один способ получения алкилбензольных масел, заключающийся по существу в переалкилировании бензола полиалкилбензолами (пат. Франции 2414543).