Наиболее подходящими для использования в качестве основы моторных масел являются поли-а-олефины, имеющие кинематическую вязкость v при 37,8 °С 1,8∙10-5 - 3,3∙10-5 м2/с [305].
Ниже даны значения v∙106 для олигомеров а-олефинов при 37,8 °С (в м2/с):
Исходный олефин |
димер |
тример |
тетрамер |
1-Гексен |
— |
3,91 |
10,31 |
1-Октен |
2,76 |
9,02 |
19,96 |
1-Децен |
5,57 |
16,76 |
38,62 |
1-Додецен |
9,02 |
26,82 |
— |
1-Тетрадецен |
17,30 |
— |
— |
1-Гексадецен |
20,28 |
— |
— |
1-Октадецен |
26,25 |
— |
— |
Из приведенных данных ясно, что наиболее подходят для этих целей либо димеры а-олефинов С14—C18, либо тримеры олефинов С10—С12, либо тетрамеры С8—С10.
Однако возможность использования олигомеров а-олефинов в качестве основы синтетических углеводородных масел определяется главным образом их низкотемпературными свойствами. В определенных условиях при олигомеризации высших а-олефинов образуются углеводороды со структурой, характеризующейся уникально низкими температурами плавления. К таким углеводородам относятся соединения общей формулы
где R и R2 имеют одинаковый размер, R1 — обычно водород, a R3 может изменяться от метила до радикала, превосходящего по величине R и R2. Соединения, у которых алкильные группы R, R2 и R3 имеют почти одинаковый размер и содержат в сумме до 36 атомов углерода, отличаются высокой текучестью в широком диапазоне температур [306]. Интересной особенностью является то, что фактическая вязкость таких углеводородов при низких температурах оказывается ниже, чем рассчитанная, исходя из их вязкости при высоких температурах.
Структуру, близкую к приведенной выше, имеют тримеры высших линейных а-олефинов. Например, тример 1-октена должен иметь следующую структуру углеводородного скелета: