Оценки перспективности их применения были противоречивы. Так, фирма Sun Petroleum Products считала, что продажа синтетических масел для автомобильных двигателей к 1985 г. должна возрасти до 37,8 млн. л. Фирма Gulf Oil оценивала эту величину в 68—76 млн. л, а фирма Mobil Oil в 150—265 млн. л [289].
В начале 1980 г. ситуация стала более ясной. Опыт эксплуатации синтетических масел в автомобилях оказался успешным. 80-е годы рассматриваются теперь как период значительного роста производства синтетических смазочных материалов. Согласно оценки, приведенной в [296], потребление синтетических моторных масел в автомобильной промышленности США к 1985 г. возрастает до 83,3—98,4 млн. л/год. Предполагается одновременный рост потребления синтетических трансмиссионных масел, а также гидравлических жидкостей.
В целом оценка потребления (в млн. л) синтетических продуктов для получения смазочных масел в США выглядит следующим образом [296]:
|
1976 г. |
1981 г. |
1985-1986 гг. |
Полигликоли |
75,7 |
76,7 |
68,1 |
Сложные эфиры фосфорной кислоты |
22,7 |
30,3 |
34,1 |
Органические сложные эфиры |
41,6 |
68,1 |
109,8 |
диэфиры дикарбоновых кислот |
18,9 |
— |
45,4 |
эфиры многоатомных спиртов |
22,7 |
— |
64,4 |
Углеводороды |
41,6 |
60,6 |
87,1 |
алкилбензолы |
7,6 |
15,1 |
18,9 |
поли-а-олефины |
11,2 |
22,7 |
45,4 |
полибутилены |
11,4 |
11,4 |
11,4 |
полифенилы и пр. |
11,4 |
11,4 |
11,4 |
Силиконы |
3,8 |
7,6 |
7,6 |
Прочие |
18,9 |
30,3 |
37,9 |
Итого |
204,3 |
272,6 |
344,6 |
Отмечается даже возможное возникновение трудностей с обеспечением производства масел необходимым количеством промежуточных продуктов для синтеза сложных эфиров многоатомных спиртов, в частности жирных кислот с короткими цепями.
Доля синтетических моторных масел, составляя в 1979 г. ≈1 % от общего объема их производства в США, возрастет к 1985 г. до 8 %, а к 1987 г. — до 10 % [297].
Ниже представлены данные по предполагаемым объемам (в тыс. т/год) производства смазочных материалов на синтетической основе в США:
|
1977 г. |
1982 г. |
1987 г. |
Масла на основе |
|
|
|
поли-а-олефинов |
16 |
58,8 |
123,4 |
диэфиров |
18 |
58,0 |
131,5 |
полиолов |
32 |
55,9 |
90,8 |
диалкилбензолов |
7,3 |
22,2 |
50,0 |
Синтетические масла используются не только для смазки двигателей. Загущая поли-а-олефины глиной, поликарбамидом или алюминиевыми комплексами, получают пластические смазки, а добавляя серу- и фосфорсодержащие присадки — трансмиссионные масла [298].
Пластические смазки на основе поли-а-олефинов характеризуются высокой температурой каплепадения, низкими потерями за счет испарения, обеспечивают низкий пустой момент, превосходя по этим показателям нефтяные масла. Срок службы подшипников, смазываемых такими смазками, увеличивается в 4,5 раза.
Трансмиссионные масла на основе поли-а-олефинов превосходят нефтяные масла по индексу вязкости, противозадирным свойствам, окислительной стабильности. Кроме того, здесь важна низкотемпературная текучесть поли-а-олефинов и их повышенная приемистость к дисульфиду молибдена [295].
Другой важной областью применения олигомеров а-олефинов является получение композиций для чистки двигателей, масел для газовых турбин, компрессоров, диффузионных насосов, холодильников [295].
Интересны данные [295] о применении олигомеров а-олефинов в качестве сырья для косметических средств. Указывается, что по сравнению с традиционными веществами (жидкими парафинами и скваланом) олигомеры а-олефинов отличаются превосходными смачивающими свойствами, отсутствием липкости, и даже представляют собой эффективные питательные вещества для кожи. Поэтому их применяют в производстве разнообразных кремов, мягчителей, жидкой пудры и других косметических средств.
Таким образом, анализ имеющихся в литературе данных убедительно свидетельствует об устойчивости тенденции роста объемов и областей применения синтетических смазочных материалов. Важное место среди таких материалов занимают поли-а-олефины и диалкилбензолы. Рассмотрим несколько подробнее вопросы, связанные с их синтезом и применением в качестве основы синтетических масел.