Необходимой составной частью катализаторов риформинга АП-64 и серии КР является хлор. Наиболее высокая стабильность катализатора наблюдается при массовом содержании хлора 0,8 — 0,9 % в монометаллическом платиновом катализаторе и 1,0 — 1,1 % в полиметаллических [51]. При работе происходит постепенное удаление хлора с катализатора. Для поддержания активности и продления срока службы катализатора проводят его промотирование, в последнее время широко внедряют метод оксихлорирования катализаторов.
Промотирование алюмоплатинового катализатора осуществляют введением небольших количеств (0,5 % хлора от массы катализатора) хлорорганических соединений (дихлорэтана или тетрахлорида углерода) в зону реакции.
Возможно интенсивное хлорирование при 430—450 °С. Такой метод получил название гидрохлорирования и осуществляется как с подачей сырья на блок риформинга, так и без подачи.
Таблица 6.14. Скорость коррозии, мм/год, стали а аппаратах блока риформинга установки ЛК-6У [9]
Процесс с промотированием катализатора хлором. Продолжительность испытаний 10 224 ч
Марка стали | Коллектор печи П-203 | Реактор риформинга Р-202 | Реактор гидроочистки |
СтЗ | 0,087 | 0,075 | 0,188 |
08X13 | — | 0,042 | 0,012 |
12ХМ | — | 0,040 | 0.219 |
10Х2М1 | 0,010 | 0,063 | — |
15Х5М | 0,042 | 0,058 | 0,168 |
Х9М | 0,010 | 0,071 | 0,092 |
08X18Н9Т | 0,006 | 0,011 | 0,036 |
06Х17Г17ДАМБ (АС-43) | — | 0.095 | 0,185 |
При этом общее количество подаваемого за один прием хлора не должно превышать 0,1— 0,2 % от массы загрузки катализатора.
В результате разложения хлорорганических соединений в реакторе в системе установки образуется до 2 мг/м3 хлора, а также небольшое количество влаги.
Результаты коррозионных испытаний образцов из различных марок сталей, проведенных в условиях работы промышленных аппаратов на Мозырском НПЗ, показали, что общие потери от коррозии при работе с промотированием катализатора в среде каталитического риформинга несущественны (табл. 6.14). Наиболее значительная коррозия наблюдалась лишь в низкотемпературном оборудовании.
В сепараторе под действием катализата, содержащего соляную кислоту, скорость коррозии углеродистой стали не превышала 0,23 мм/год, поэтому дли изготовления сепараторов и аналогичного оборудования допустимо применение углеродистой стали.
На установках каталитического риформинга печные змеевики выполнены из хромомолибденовых сталей марок 15X5M, 15Х5МУ и 10Х2М1 с аустенитными сварными соединениями. За время эксплуатации в условиях лромотирования не отмечено случаев хлоридного коррозионного растрескивания. Это подтверждается результатами специально проведенных испытаний на коррозионное растрескивание петлеобразных образцов из стали 08Х18Н10Т на установках каталитического риформинга Л-35-11/300 с промотированием катализатора хлором.