В нашей стране с 1967 г. действует технологическая классификация нефтей. Нефти подразделяют на классы — по содержанию серы в нефти, бензине, реактивном и дизельном топливе; типы — по выходу фракций до 350 °С; группы — по потенциальному содержанию базовых масел; подгруппы — по индексу вязкости базовых масел, виды — по содержанию твердых алканов (парафинов) в нефти.
Малосернистая нефть содержит не более 0,5 % серы, при этом бензиновая и реактивнотопливная фракции — не более 0,1 %, дизельная — не более 0,2 %. Если серосодержащие соединения сосредоточены в тяжелых остатках, а дистиллятные топливные фракции содержат серу в количествах, не превышающих нормы, установленные для 1 класса, то нефть относят к малосернистой. Если содержание серы в какомлибо одном или нескольких видах дистиллятных топлив превышает указанные пределы, то нефть не может считаться малосернистой.
Сернистая нефть содержит от 0,51 до 2,0 % серы, при этом бензиновая фракция —не более 0,10%, реактивнотопливная—не более 0,25%, дизельная — не более 1,0 %. Если один или несколько видов дистиллятных топлив содержат серу п большем количестве, то нефть относят к высокосернистой.
Высокосернистая нефть содержит более 2 % серы, содержание серы в дистиллятах из этой нефти составляет: в бензиновом — более 0,1 %; реактивнотопливном — более 0,25 %, дизельном — более 1,0 %. Если дистиллятные топлива из высокосернистой нефти содержат серу в меньших количествах и по содержанию серы отвечают требованиям, предъявляемым ктопливам из сернистой нефти, то даже при содержании серы в нефти более 2 % такую нефть следует отнести к сернистой.
По выходу светлых фракций, перегоняющих до 350 °С, нефти делят на три типа, а по суммарному содержанию дистиллятных и остаточных базовых масел — на четыре группы. В зависимости от значения индекса вязкости базовых масел различают четыре подгруппы.
Если в нефти содержится не более 1,5 % парафина и из этой нефти можно без депарафинизации получить реактивное топливо, зимнее дизельное топливо с пределами перегонки 240— 350 °С и температурой застывания не выше —45 °С, а также индустриальные базовые масла, то такую нефть относят к малопарафинистым. Если в нефти содержится 1,5—6,0 % парафинов и из нее можно без депарафинизации получить реактивное топливо и летнее дизельное топливо с пределами кипения 240— 350 °С и температурой застывания не выше —10 °С, то нефть относят к парафинистым. Для получения дизельного зимнего топлива и базовых дистиллятных масел из этих нефтей требуется депарафинизация. Нефти, в которых содержится более 6,0 % парафина, называют высокопарафинистыми. Из них и реактивное, и летнее дизельное топливо получают только после депарафинизации.
Если из парафинистой нефти летнее дизельное топливо можно получить только после депарафинизации, то нефть следует относить к третьему классу. И наоборот, если для выработки летнего дизельного топлива из нефти, содержащей больше 6% парафина, депарафинизации не требуется, то такую нефть относят ко второму классу.