Наиболее распространенными машинами для сжатия газов являются компрессоры. При помощи компрессоров сжимают газы и накачивают их в замкнутые сосуды, а также проводят процессы, требующие непрерывной подачи газов.
Ротационные и центробежные компрессоры не нашли применения для сжатия газов до высоких давлений и, за исключением немногих конструкций циркуляционных насосов, в этой области почти исключительно применяются поршневые компрессоры с возвратно-поступательным движением поршня.
Поршневые компрессоры на давление 100—1000 ат освоены в производстве и работают вполне удовлетворительно, но компрессоры на 1500—5000 ат все еще следует рассматривать не как стандартное, а как специальное сложное оборудование, причем главным образом лабораторного типа.
За последнее время химические процессы под высоким давлением широко внедрились в производство и в связи с этим компрессоростроение высокого давления выделилось в крупную отрасль специального машиностроения.
На химических заводах работают компрессоры производительностью до 10 000 м3/час при давлении 850 ат, а в лабораториях проводятся исследования, при которых компрессоры сжимают газ до рабочего давления 5000 ат.
В послевоенный период в результате большой конструкторской работы, начатой еще в годы Великой Отечественной войны, компрессоростроительные заводы СССР перешли на выпуск новых, более совершенных компрессоров, спроектированных на базе широко проведенной унификации, с использованием новейших достижений техники [165].
Специфичность конструирования компрессоров высокого давления обусловливается отклонениями газов от законов идеального состояния (при сверхвысоких давлениях газы отклоняются от закона Бойля-Мариотта в несколько раз), повышенными сопротивлениями в клапанах и трубопроводах, высокими механическими напряжениями, эрозией клапанов и в некоторых случаях коррозией стенок газовой средой. Уменьшение сжимаемости газов при сверхвысоких давлениях неблагоприятно сказывается на затрачиваемой мощности компрессора. Увеличенный расход энергии вызывается тем, что уже сжатый до высокого конечного давления реальный газ занимает в цилиндре больший объем, чем должен был бы занимать газ идеальный. Вследствие этого увеличивается длина пути поршня, на которой он преодолевает усилие от полного рабочего давления, что соответственно приводит к повышению мощности, расходуемой компрессором.
С термодинамической точки зрения число ступеней сжатия должно быть максимальным, что при охлаждении цилиндров и наличии промежуточных холодильников приближает процесс сжатия к наиболее выгодному — изотермическому процессу.
Однако при выборе числа ступеней сжатия кроме термодинамического коэфициента полезного действия следует учитывать потери давления в клапанах и промежуточных холодильниках, потери на трение в движущихся частях, допустимые температуры сжатия, габариты компрессора, стоимость изготовления и эксплоатационные расходы.
С ростом мощности и числа ступеней компрессора все большее значение приобретает его надежность, долговечность, удобство обслуживания и равномерность диаграммы тангенциальных усилий. Последнее особенно важно при применении синхронного электродвигателя. В малых компрессорах более существенны простота конструкции, компактность, многооборотность и динамическая уравновешенность. Большое влияние на выбор числа ступеней имеет стоимость энергии и регулярность загрузки компрессора, так как амортизационные расходы исчисляются в соответствии с временем его использования в течение суток. Таким образом, как правило, число ступеней должно быть меньшим у компрессоров, предназначенных для непродолжительной работы. В последнем случае вопрос о расходе энергии отходит на второй план и решающим фактором становится стоимость машины, число ступеней в которой выбирается минимально-возможным, исходя из предела допустимых температур в цилиндрах.
М. И. Френкель [165] приводит следующие соотношения между числом ступеней и конечным давлением в выполненных конструкциях компрессоров:
ДЛЯ | 1 ступени |
|
| ДО | 7 | am |
» | 2 ступеней | ОТ | 5 | » | 30 | » |
» | 3 | » | 13 | » | 150 | » |
» | 4 | » | 35 | » | 350 | » |
» | 5 | » | 150 | » | 1000 | » |
» | 7 | » | 800 | » | 1000 | » |
Однако у сравнительно больших и особенно у малых компрессоров возможны значительные отклонения от указанных выше величин. Так, например, некоторые модели лабораторных компрессоров сжимают газ в четырех ступенях до 1000 и даже 4000 ат. Одна модель лабораторного компрессора на рабочее давление 150 ат имеет две ступени со степенью сжатия на первой от 20 до 25. Несмотря на масляную смазку, этот компрессор применяется даже для сжатия воздуха. Отсутствие нагарообразова- ния в цилиндрах с последующими взрывами можно объяснить малыми размерами компрессора, при которых обеспечивается хорошее охлаждение газа. Высокую степень сжатия имеют иногда и довольно крупные компрессоры, в особенности там, где необходимо уменьшить габариты и вес установки. Известен ряд компрессоров, сжимающих воздух до 200—225 ат, в двух ступенях.
Вследствие высокой температуры сжатия, вместо масла применяют раствор глицеринового мыла или же сухую, взрывобезопасную смазку.
Порядок размещения ступеней компрессора по рядам и внутри каждого ряда определяет так называемую схему компрессора. При выборе схемы следует принять во внимание:
равенство поршневых усилий в мертвых точках и по рядам — для компрессоров на давление до 200—300 ат,
равенство работ по рядам и равенство работ при переднем и заднем ходе — для компрессоров более высокого давления, у которых в последней ступени начинает сказываться отклонение процесса сжатия от законов идеального газа;
наименьшее число сальников и применение их на ступенях более низкого давления;
сокращение длины трубопроводов;
удобство демонтажа поршней.
Опыт показал, что вследствие неполадок в работе большого внимания требуют клапаны, а также уплотнения поршней и штоков.
В хороших конструкциях эти части компрессора должны быть легко доступны. Во избежание коррозии и быстрого изнашивания от соприкосновения с сжатым газом клапаны следует изготовлять из специальной стали, причем для уменьшения скорости газа рабочая площадь их должна быть достаточно велика, — для этой цели часто ставят несколько клапанов параллельно. Большой перепад давления в последних ступенях требует более солидной конструкции клапанов.
В небольших машинах, работающих при сверхвысоких давлениях, как показала практика Института высоких давлений, оправдали себя тарельчатые и шариковые клапаны, последние чаще срабатываются, но быстро и легко заменяются.
Для уплотнения поршней и штоков применяют поршневые кольца, манжеты и различные набивки, располагающиеся при уплотнении штоков и плунжеров, как правило, в корпусе. Для смазки компрессоров большой и средней производительности применяют принудительную смазку цилиндров и сальников. У небольших компрессоров часто применяют смазку рас- пыливанием, когда масло подается только в первый цилиндр. Масло в остальные ступени поступает из первой вместе с компримируемым газом. Избытка масла следует избегать, так как кроме непроизводительных затрат оно засоряет трубопроводы и аппаратуру, вызывает образование нагара в цилиндрах и клапанах и приводит к изнашиванию цилиндров и уплотнительной набивки.
Смазка играет весьма важную роль, и в каждом конкретном случае ее подбирают, учитывая взаимодействие смазки со сжимаемой средой, а также температуру сжатия и конструктивные особенности данного компрессора. Для компрессоров высокого давления применяют, в зависимости от сжимаемой среды, следующие марки масел [186]:
а) для воздушных компрессоров — компрессорное «Т» и брай- сток;
б) для компрессоров, сжимающих азот, водород и азотоводородную смесь: цилиндровое 6 (Е100 = 4,5—6), вапор (Е100= 5,5—7), гудрон валорный (Е100 = 6—8,5);
в) при сжатии газов, растворяющих масло (коксовый газ, естественный газ и т. п.), применяют масла, указанные в предыдущем пункте, смешивая их с регенерированным маслом.
Масла высокой вязкости (Е100]>4) дефицитны и плохо растекаются по поверхности, что требует увеличенного расхода смазки. Поэтому применяют их для ступеней высокого давления, где на прочности смазывающей пленки сильно сказывается окисление масла, разбавление его конденсирующейся влагой и разжижение растворяющими масло углеводородами.
При компримировании кислорода нельзя применять маслосодержащие смазки вследствие возможности опасных взрывов. В этом случае смазку производят дистиллированной водой. К воде обычно добавляют мыло или глицерин, причем количество последнего в смазке не должно превышать 8—10%. При водных смазках применяют бронзовые поршневые кольца или манжеты из фибры и обезжиренной кожи. Уплотнение манжетами ограничивает число оборотов кислородных компрессоров, так как для продолжительной работы манжет скорость поршня не должна превышать 1 м/сек.
В последнее время находят применение кислородные компрессоры без смазки (вернее «самосмазывающиеся»). Для уплотнения этих компрессоров применяют втулки и поршневые кольца из графита, спрессованного при температуре около 1600°.
Привод компрессоров. Соединение компрессоров с двигателем осуществляется либо непосредственно, либо с помощью зубчатых редукторов, либо гибких передач, из. которых, при мощности компрессора до 300 л. с., наиболее часто применяют ременную или тексропную передачи.