Водяной нагрев автоклавов применяют для процессов, требующих относительно невысоких температур. Нагревательные системы делают открытыми (до 100°) или закрытыми (до 350°). Более проста открытая система, состоящая из циркуляционного насоса, открытого резервуара для воды, подогреваемой острым паром, трубопроводов, соединяющих резервуар с нагревательной поверхностью автоклава, и терморегулятора, управляющего паровым вентилем.
Для процессов, требующих температуры до 350°, применяют нагрев водой под высоким давлением. Воду для этой цели нагревают в трубчатом котле, а к обогревательной поверхности автоклава она поступает за счет естественной или принудительной циркуляции.
Вода может быть нагрета до критической температуры 374°, которой соответствует давление около 225 ат. По условиям механической прочности применение обогревательных рубашек при таких давлениях недопустимо и вместо рубашки к наружной поверхности корпуса приваривают змеевик (рис. 37) или же помещают его внутрь автоклава (рис. 35).
Рис. 37. Автоклав с приваренным к нему змеевиком для обогрева водой или паром высокого давления.
Паровой нагрев применяется в том же интервале температур, что и водяной. Основные его преимущества: более высокий коэфициент теплопередачи, большая скрытая теплота конденсации водяного пара, легкий контроль температуры и постоянство ее, зависящее только от давления. Пар под давлением ниже атмосферного применяют иногда для нагрева до 100°. Недостаток вакуумных установок: сравнительно трудная регулировка температуры и наличие специального насоса, удаляющего воздух и конденсат.
При нагреве от 100 до 180° насыщенный пар является наиболее распространенным теплоносителем, однако на установках, располагающих паром высокого давления, применяют нагрев до 230° и выше.
Нагревание острым паром, подаваемым внутрь автоклава, применяется при процессах, протекающих под высоким давлением, очень редко, а при давлении в автоклаве свыше 225 ат подавать в него острый пар вообще невозможно.
Нагрев другими теплоносителями. В тех случаях, когда необходимо работать при сравнительно высоких температурах или же хотят избежать нагревательных систем, требующих применения высоких давлений, воду и водяной пар заменяют другими теплоносителями. При жидкостном нагреве для этой цели применяют минеральное масло (до 275—300°), дифенильную смесь (т. кип. 258° и около 400° при 9,5 ат), расплавленные соли (140—540°), свинец (т. плавл. 327°) или эвтектические сплавы легкоплавких металлов.
Для парового нагрева пользуются дифенильной смесью (до 380°), ртутью (т. кип., 327°) и парами некоторых органических соединений.
Электрический нагрев методом сопротивления распространен как в промышленной, так, в особенности, и в лабораторной практике, где стоимость энергии не играет большой роли. Нагревательные элементы могут быть расположены как вне, так и внутри реакционных сосудов, причем в автоклавах, за редким исключением, их помещают снаружи.
Ленту сопротивления наматывают по изоляции, наложенной на корпус автоклава или же располагают на специальных изоляторах на некотором расстоянии от автоклава, образуя небольшой воздушный зазор между лентой и корпусом.
Установки, оборудованные электрическим нагревом, компактны и просты, температура легко регулируется, при этом не требуется насосов, печей, дымовых труб и т. д. Пуск установки прост и опасность пожара минимальна. Для промышленных установок электрический нагрев обычно применяют до 400—500°, но лабораторные автоклавы с наружным нагревом часто работают при температуре порядка 600° и выше.
Первоначальные затраты на установку с электрическим нагревом невелики, но стоимость эксплуатации выше, чем у других систем нагрева, причем термический коэфициент полезного действия установки на практике — около 85%.
Индукционный нагрев с успехом применяется в последнее время для нагревания автоклавов высокого давления. Переменный электрический ток проходит через индукционную спираль. Сердечником служит корпус автоклава, нагревающийся в переменном магнитном поле за счет возникающих в нем токов и магнитного гистерезиса. Разность температур по толщине стенки, которая возникает при обычном наружном обогреве автоклава, снижается при индукционном нагреве. Это играет положительную роль, так как в корпусе уменьшаются температурные напряжения. С помощью индукционного нагрева автоклаву может быть сообщено больше тепла, чем любым другим способом, что позволяет сократить период разогрева.
В химической промышленности для индукционного нагрева применяют ток нормальной частоты (50 пер/сек.) и реже — высокой. В последнем случае для уменьшения реактивности тока в цепь включают конденсаторы.