Для тонкой очистки масла также могут быть использованы дисковые фильтры типа ФДГ-30Т и ФГН-30, ФГН-60, ФГН-120, описание которых дано ниже.
Фильтр ФДГ-30Т имеет следующую техническую характеристику:
Пропускная способность по топливу, м3/ч | 20-30 |
Поверхность фильтрации, м2 | 1,45 |
Рабочее давление, кг/см2 | 6 |
Перепад давления, кг/см2 |
|
начальный | 0,5 |
максимально допустимый | 1,2 |
Габариты, мм |
|
высота | 550 |
диаметр корпуса | 244 |
Вес, кг | 39 |
Рис. 47. Фильтр ФМ-8 для очистки масел:
1 — корпус; 2 — крышка; 3 — фильтрационный пакет: 4 — воздушный вентиль; 5 — зажимная гайка; 6 — откидной болт; 7 — выходой патрубок; 8 — входной патрубок.
Фильтр (рис. 49) состоит из корпуса 10, крышки 7, центральной трубки 9 и фильтрующего пакета 3. В качестве фильтрующей перегородки применяется нетканый материал. Фильтрующий пакет собирают на центральной трубе в следующем порядке: на нижний опорный диск 2 накладывают фильтрующий элемент, разделитель, затем опять фильтрующий элемент и т. д.
Рис. 48. Гидравлические характеристики фильтров при работе на трансформаторном масле:
1 - ФГТ-30; 2-ФГТ-15.
Последним сверху устанавливают фильтрующий элемент, который закрывают верхним диском 8 и затягивают нажимной гайкой 6. Таким образом, на центральной трубе в корпусе фильтра между дисками с отбортовкой по внутреннему диаметру и между разделителями с отбортовкой по наружному диаметру зажимаются дисковые фильтрующие элементы с перегородкой из нетканого фильтрующего материала.
О степени загрязненности фильтрующей перегородки позволяет судить давление жидкости до поступления в фильтр и после выхода из фильтра, замеряемое дифманометром, который одновременно показывает и перепад давления. При возрастании перепада давления до предельно допустимого (1,5 кГ/см2) фильтрацию прекращают и перезаряжают фильтрующий пакет.
В 1965 г. начат выпуск фильтров ФГН (табл. 42), наиболее перспективных для очистки топлив и масел.
ТАБЛИЦА 42 Техническая характеристика фильтров типа ФГН
Показатели | ФГН-120 | ФГН-60 | ФГН-30 |
Пропускная способность, м3/ч * | 120 | 60 | 30 |
Фильтровальный материал | Нетканый | ||
Количество слоев | 2 | 2 | 2 |
Поверхность фильтрации, м2 | 4,0 | 2,4 | 1,7 |
Тонкость фильтрации, мк | 5-15 | 5-15 | 5-15 |
Рабочее давление максимальное, кг/cм2 | 15 | 8 | 8 |
Перепад давления, кг/см2 |
|
|
|
минимальный | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
максимально допустимый | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
Габариты, мм |
|
|
|
высота | 932 | 742 | 679 |
диаметр корпуса | 450 | 450 | 346 |
Диаметр присоединительных патрубков, мм | 150 | 100 | 75 |
Вес, кг | 90 | 75 | 40 |
Ресурс работы, м3 | 1500 | 750 | 500 |
* Пропускная способность указана для фильтрации керосина и дизельного топлива.
Фильтры ФГН-120, ФГН-60 и ФГН-30 аналогичны по устройству, но отличаются пропускной способностью, рабочими параметрами и габаритами.
Фильтр типа ФГН представляет собой вертикальный цилиндрический сосуд (рис. 50) с разъемом в нижней части. Внутри корпуса на центральной трубе 6 помещаются фильтрующие пакеты 3 — сложенный зигзагом двухслойный чехол из нетканого материала со вставленными внутрь восемью дисками. На центральной трубе фильтрационные пакеты закрепляются нажимной гайкой 5. Фильтруемый нефтепродукт поступает в корпус фильтра через входной патрубок 12, проходит через двухслойный чехол и по дренажным отверстиям диска попадает в центральную трубу 6, затем через выходной патрубок 10 выходит из корпуса фильтра.
Фильтры типа ФГН при использовании фильтрующего нетканого материала в два слоя обеспечивают при искусственном загрязнении топлива удаление частиц лессовой пыли размером более 15—20 мк, а при естественном загрязнении — размером более 5— 10 и 10—15 мк, при этом полнота фильтрации соответственно составляет при искусственном загрязнении 0,44—0,59 и при естественном 0,72—0,89.
Для очистки масла в гидравлических системах, а также при заправке транспортных установок применяют наборные фильтры типа ФКД.
Рис 50. Устройство фильтра ФГН: 1 — корпус; 2—крышка-колпак; 3 — фильтрующий пакет; 4 — кран для выпуска воздуха; 5 — нажнмная гайка; 6 — центральная труба; 7 — откидной болт; 8 — гайка; 9 —шайба; 10 — выходной патрубок; 11 — опоры (3 шт.); 12 — входной патрубок.
Фильтр ФКД состоит из металлического корпуса с крышкой и наборного фильтрующего элемента (рис. 51).
Рис. 49. Фильтр ФДГ-30Т:
1 — стойка; 2 - опорный диск; 3 - фильтрующий пакет; 4 — приемный патрубок; 5 — воздушный кран; 6 — нажимная гайка; 7 —крышка; 8 — нажимной диск; 9 — центральная трубка; 10 — корпус фильтра; 11 — выходной патрубок; 12 — кран для спуска отстоя из корпуса; 13 — кран для спуска нефтепродукта из выходного патрубка.
Этот элемент в свою очередь состоит из набора металлических (алюминиевых) фигурных дисков с просечками на внешней окружности, набора металлических фигурных дисков с внутренними просечками, набора фильтрующих картонных дисков и опорных металлических дисков.
Наборный фильтрующий элемент собирают в следующем порядке: на опорный металлический диск укладывают фильтрующий картонный диск, затем металлический диск с внешними росеч- ками, обращенными кверху, на который кладут картонный фильтрующий диск, а на последний — металлический диск с внутренними просечками, затем опять фильтрующий диск и так далее до получения фильтрующего элемента заданной высоты. Последними кладут фильтрующий диск и на него металлический опорный.
Детали наборного элемента могут быть изготовлены разных диаметров, и фильтры могут быть разной высоты.
Собранный и установленный в корпус фильтрующий элемент сжимают пружиной с усилием, обеспечивающим плотное прилегание дисков на весь период работы элемента.
Рис. 51. Фильтрующий элемент наборного типа:
1 — элемент в собранном виде; 2 — пружина; 3 — крышка; 4 — сальник; 5, 6 — шайбы; 7 — гайка; 5 — металлокерамическая пластина; 9 — прокладка с внутренней просечкой; 10 — прокладка с внешней просечкой.
Очищаемое масло подается в корпус фильтра-и заполняет пространство между внутренними стенками корпуса р наружной боковой поверхностью элемента. Проходя через отверстия, образуемые просечками на внешней окружности металлических дисков, оно заполняет отсеки и проходит под давлением через фильтрующую перегородку дисков, оставляя на их поверхности загрязняющие примеси.
Чистое масло поступает в отсеки, образуемые металлическими дисками с внутренними просечками, через которые оно уходит во внутреннюю полость элемента, и затем через отверстия в центральной трубе — в масляный бак.
В наборном фильтрующем элементе прокладочные диски могут изготовляться не только из металла (алюминия) и пластмассы, но и из картона. В этом случае элемент становится сменным. После отработки его не подвергают разборке и промывке, а выбрасывают.
Для изготовления фильтрующих дисков можно применять различные материалы: облицовочный картон, фильтровальный технический картон, бумагу БФДТ, нетканый фильтрующий материал и т. п.
Фильтрующая поверхность элементов наборного типа зависит от диаметра фильтрующих дисков и высоты набора.