Регенерация масел

Фильтры периодического действия

Наибольшее распространение в области очистки и реге­нерации нефтяных масел получили фильтры периодического дей­ствия.

Простейшим из фильтров периодического действия является нутч-фильтр, который редко используют для фильтрации загряз­ненных масел [34]. Широко применяются фильтры-отстойники, осо­бенно для фильтрации индустриальных масел.

Фильтры-отстойники

Фильтр-от­стойник

Рис. 42. Фильтр-от­стойник:

1 — отстойник; 2 — каркас; 3 — фильтр; 4 и 5— краны для спуска отстоя; 6 —пе­репускная труба; 7 — регу­лировочный вентиль; 5 — край для выхода чи­стого масла.

 

Фильтр-отстойник (рис. 42) представляет собой аппарат, состоящий из фильтра и отстойника. Фильтрация отработанных масел осуществляется за счет гидростатического давления столба жидкости, находящейся в отстойнике, установ­ленном над фильтром. Отстойник 1 заполняют отработанным маслом, после чего оно отстаи­вается в течение 12—14ч при 80—90°С. Мас­ло подогревают паром при помощи змеевика, вмонтированного в отстойник.

Подогретое масло самотеком поступает в нижнюю часть масляного фильтра 3, откуда через фильтрующую перегородку переходит в верхнюю часть фильтра и затем сливается в емкость для регенерированного масла (на схеме не показана).

Масляный фильтр представляет собой за­крытый вертикальный цилиндрический бачок с коническим дном. Цилиндрическая часть фильтра состоит из двух разъемных частей. В нижней части верхней обечайки приварена ре­шетка, в верхней части нижней обечайки име­ется съемная решетка. Между решетками по­мещен фильтрующий материал. В нижней обе­чайке установлен паровой змеевик (темпера­тура фильтрации 80—90°С).

Фильтр-отстойник, простой и удобный в эксплуатации, дает вполне удовлетворитель­ные результаты при регенерации индустри­альных масел. Недостатком его является срав­нительно небольшая производительность (50 кг за 1 цикл). Про­должительность цикла, включая нагрев, 5—8 ч в зависимости от вязкости и степени загрязнения масла. Производительность филь­тра-отстойника можно повысить, поддерживая давление в отстой­нике или разрежение под фильтрующей перегородкой.

Фильтр-отстойник занимает площадь 0,6X0,6 м2; высота его 2 м, общий вес аппарата 110 кг.

 

Фильтрпрессы

Несмотря на некоторые отрицательные стороны — при­менение ручного труда при обслуживании, периодичность процесса, потери масла через неплотности, значительный расход фильтрую­щего материала — многие отечественные заводы и зарубежные фирмы продолжают изготовлять фильтрпрессы. Это объяс­няется тем, что фильтрпрессы безотказно работают и обладают незаменимой совокупностью технологических достоинств: высокой насыщенностью рабочей поверхности на единицу занимаемой пло­щади, минимальным рабочим объемом для фильтруемой жидко­сти, простотой устройства и наблюдения за процессом.

Фильтрпресс с выключающимися рамами

Рис. 43. Фильтрпресс с выключающимися рамами:

1 — рама; 2 — плита; 3 — ткань; 4 — фильтровальный технический картой; 5 — винт с рукояткой; 6 — краники.

 

Фильтрпрессы для отработанных масел различают: с отводом фильтрата из каждой рамы и с общим каналом для отвода филь­трата.

На рис. 43 представлен фильтрпресс, позволяющий получать фильтрат самостоятельно из каждой рамы. Это дает возможность выключать ту или иную раму из схемы в случае прорыва филь­трующей перегородки в ней, не останавливая при этом установку.

Фильтрпресс с выключающимися рамами, разработанный В/К «Реготмас», ранее использовали на маслорегенерационных уста­новках типа «Цехфильтр», ВИМЭ-2, РМ-30 и др. В настоящее вре­мя выпускаются установки только с фильтрпрессами, имеющими для отвода фильтрата общий канал, образуемый плитами и рамами (рис. 44).

Преимущество этой конструкции — возможность подачи фильтрованного масла под давлением в емкость чистого масла, нахо­дящегося выше уровня фильтрпресса.

Фильтрпресс состоит из чередующихся плит и рам одинаковых размеров. Рамы и плиты опираются боковыми выступами на две параллельные траверсы (брусья). Между ними проложены пере­городки из бельтинга и фильтровального картона. Рамы и плиты,

уплотненные по периметру краями этих перегородок, прижимаются к неподвижной плите, закрепленной на станине фильтра, при по­мощи перемещающейся на траверсах подвижной нажимной плиты с червячным нажимным устройством.

Для сборки фильтрпресса на траверсы ставят поочередно пли­ты и рамы: к неподвижной плите ставят раму, затем плиту, снова раму и т. д. Следует подчеркнуть, что в некоторых случаях непо­движную и зажимную плиты отливают заодно с рамами. Тогда сборку фильтра начинают с плиты и заканчивают плитой.

Рис. 44. Фильтрпресс:

1 и 2— неподвижные опорные плиты; 3 — траверсы; 4 — подвижная плита;

5 — рама; 6 — нажимная плита; 7 — червячный винт с рукояткой.

 

На каждую плиту навешивают салфетку из бельтинга, затем прокладывают фильтровальную бумагу. Отверстия в салфетке и бумаге должны точно совпадать с отверстиями плит и рам; соот­ветствие расположения отверстий проверяют шомполом. Длина и ширина салфеток бельтинга должны быть такими, чтобы они по­крывали плиту с обеих сторон с напусками до 50 мм с боков и снизу. В салфетках прорезаны круглые отверстия, соответствую­щие отверстиям в плитах и рамах. Чтобы правильно вырезать от­верстие, нужно салфетку надеть на плиту и сильно прижать к ней, при этом получаются круглые оттиски, по которым и вырезают от­верстия. Фильтровальную бумагу нарезают отдельными листами, отверстия в бумаге пробивают специальным дыроколом или про­бойником.

Как правило, масло подается на фильтрпресс насосом. Оно не должно содержать воды, так как фильтровальная бумага погло­щает воду, разбухает и фильтрация прекращается. Этим свойством бумаги иногда пользуются на практике для удаления следов влаги с целью получения трансформаторных масел с высоким пробив­ным напряжением. В таких случаях берут сульфатно-целлюлозный картон типа, применяемого для фильтрации вин — марки Ш или Т (ГОСТ 12290—66).

Для предохранения масла от попадания в него бумажных волокон надо в каждой фильтрующей секции после пористой мягкой бумаги дополнительно установить лист обычной фильтровальной бумаги.

Температура масла, подаваемого на фильтрпресс, должна быть 80—90° С для индустриальных и 140—150° С для автомобильных и дизельных масел.

Следует отметить, что Первую (мутную) порцию фильтрован­ного масла (15—20 л) собирают в отдельную емкость. Фильтрат должен быть совершенно прозрачным, без каких-либо механиче­ских включений. С течением времени скорость фильтрации (про­изводительность фильтрпресса) при постоянных давлении и темпе­ратуре снижается. Для сохранения производительности на преж­нем уровне приходится повышать давление, которое к концу процесса достигает 4—5 кГ/см2. Повышение давления свидетель­ствует о загрязнении фильтрующей перегородки и необходимости перезарядки фильтра.

Московский завод «Реготмас» выпускает маслорегенерацион­ные установки в комплекте с фильтрпрессами, фильтрующая по­верхность которых равна 1,2 и 4 м2. Грязевая емкость фильтра с фильтрующей поверхностью 4 м2 составляет примерно 37—38 кг грязевых отложений — в основном в виде спрессовавшейся лепеш­ки отбеливающей глины.

Для очистки масел выпускают фильтрпрессы как самостоятель­ные установки в комплекте с масляным насосом, электродвигате­лем -и фильтром грубой очистки. Их фильтрующая поверхность равна 0,9; 1,9; 2,2 и 2,8 м2. Производительность фильтров 1500 и 3000 л!ч (по трансформаторному маслу).

Фильтрпрессы ФП-1500 и ФП2-3000 для очистки трансформа­торных и турбинных масел, а также дизельных топлив от механи­ческих примесей (и отбеливающей глины, если фильтрпрессы включены в схемы регенерационного оборудования) характери­зуются следующими данными:

 

ФП-1500

ФП2-3000

Производительность, л/ч

1500

3000

Рабочее давление, кГ/см2

3—4

2—4

Требуемая мощность, кВт

1,0

1,7

Габариты, мм

 

 

длина          

1060

1000

ширина

530

530

высота        

984

986

Вес, кг

300

313

 

Фильтрпрессы ПР2,2—315/16ч и ПР2,8—315/25ч для фильтра­ции трансформаторных масел вместе с насосами смонтированы на тележке; в них предусмотрен закрытый отвод фильтрата, филь­трующая поверхность их равна 2,2 и 2,8 м2.