В качестве фильтрующего материала наиболее широко применяют следующие ткани: бязь, миткаль, диагональ, бельтинг; они служат в основном подкладкой под фильтровальную бумагу в рамочных фильтрпрессах маслорегенерационных установок.
Фильтровальная бумага
Широко используются для фильтрации различные фильтровальные бумаги. Наибольшее распространение для зарядки фильтрпрессов получил фильтровальный технический картон, выпускаемый по ГОСТ 6722—65. Могут применяться также любые сорта бумаги, но непроклеенной, например афишная, ротаторная, оберточная и др. Как правило, эту бумагу при зарядке фильтров устанавливают не менее чем в два слоя. Нефильтровальные бумаги могут применяться только временно как заменители стандартного фильтровального технического картона при отсутствии последнего.
В масляных фильтрах двигателей в качестве фильтрующей перегородки используют различные сорта бумаги и картона. В зарубежной практике для изготовления элементов фильтров (масляных и топливных) применяют специальные сорта фильтрующей бумаги и картона, изготовленные из чистого хлопкового линтера или растений с тонким волокном.
Фильтрующие материалы обрабатывают различными смолами для предотвращения набухания и разрушения при длительном воздействии различных жидкостей. Специальный фильтровальный
материал характеризуется равномерной мелкопористой структурой, незначительным сопротивлением току жидкости и высоким коэффициентом отсева абразивных частиц. Материал относится к гидрофобным веществам, т. е. обладает способностью противостоять воздействию влаги, содержащейся в нефтепродуктах. Если материал не обработан гидрофобизирующими веществами, то при соприкосновении с маслом (или топливом), содержащими следы воды, волокна его набухают, увеличивается их диаметр. При этом размеры пор материала уменьшаются, сопротивление току масла (или топлива) возрастает, в результате чего производительность элемента с таким материалом снижается. Такие явления наблюдаются, например, при применении для фильтров облицовочного картона и др.
Во ВНИИБ разработаны специальные сорта фильтрующих материалов для тонкой очистки топлива (БФДТ) и воздуха (ВПКА).
Бумага фильтровальная БФДТ, армированная микалентой, выпускается по СТУ 12 12143—65. Она обеспечивает отсев из нефтепродукта загрязняющих примесей с размерами частиц не более
5 мк. Бумага БФДТ может быть применена в конструкции фильтра, например, типа «ФЭТО», для очистки топлива в дизельных двигателях (тепловозы и др.) и для тонкой очистки масел из гидравлических систем и масляных выключателей.
Для фильтрации масел в полнопоточных фильтрах создан фильтрующий материал, получивший название БФМ. Тонкость отсева примесей этим материалом составляет 20 мк.
Нетканый фильтровальный материал
В 1965 г. освоен серийный выпуск нетканого фильтровального материала, представляющего собой слой волокнистой массы толщиной 0,6—0,9 мм, в котором в качестве основы используется капрон и в качестве наполнителя хлопок (либо один хлопок). Волокна капрона и хлопка склеивают синтетическим латексом, стойким к нефтепродуктам. Для повышения водо- и термостойкости к латексу добавляют термореактивную смолу — метазин.
Стоимость нетканого фильтровального материала в 3—4 раза меньше, чем ткани фильтродиагональ и фильтросванбой.
В настоящее время нетканые фильтрующие материалы получили большое распространение в качестве чехлов в фильтрах предварительной очистки топлива и масла.
Стеклянные фильтровальные материалы
Среди синтетических материалов в последние годы все большее значения для изготовления фильтровальных тканей приобретает стеклянное волокно. Оно характеризуется малой толщиной, высокой прочностью на разрыв, стойкостью к теплу и различным
химическим реагентам. Недостаток такого волокна — сравнительно малая гибкость. Мало также сопротивление стеклянного волокна многократному изгибу, но оно увеличивается с уменьшением диаметра волокна.
Такие недостатки волокна предопределяют и свойства фильтровальных стеклянных материалов.
Стеклянные фильтровальные ткани (ТСФ) обладают малой гигроскопичностью. Наибольшее водопоглощение ткани не превышает 4%, что значительно ниже влагопоглощения материалов из органических волокон.
Стеклянные фильтровальные ткани изготовляют из стеклянного волокна различного состава.
Стеклянные ткани можно сшивать стеклянными нитями; при этом получаются фильтровальные полотна. Так как стеклянные ткани отличаются большой прочностью при растяжении, но плохо сопротивляются истиранию, что объясняется недостаточной гибкостью индивидуальных волокон, то целесообразно подкладывать под стеклянную ткань прокладки из резины или других органических материалов, что несколько удлиняет продолжительность службы ткани.
Для получения ткани ТСФ расплавленное стекло пропускают через специальные фильеры, после которых образовавшееся стеклянное волокно скручивают в нити. В настоящее время нить для стеклянных тканей скручивают из нескольких элементарных (одиночных) нитей, представляющих собой комплекс непрерывных стеклянных волокон (от 100 до 150). Крученая нить может состоять из 4, 8, 16 и большего числа одиночных нитей — числа сложений (нить в 16 сложений состоит из 16 элементарных нитей или приблизительно из 1600 элементарных волокон).
Стеклянную ткань получают из нитей как методом прядения и ткачества (тканые материалы), так и методом пропитки неклейки (нетканые материалы).
Всесоюзная контора «Реготмас» проводила испытания стеклянных фильтровальных тканей, изготовленных из алюмоборосиликатного бесщелочного стекла, саржевого и гарнитурного переплетений. Эти ткани применяли в качестве фильтрующей перегородки к рамному фильтрпрессу установки типа ВИМЭ-2. Было выявлено, что ткань гарнитурного переплетения для тонкой очистки масла не может быть применена, так как она пропускает механические примеси (до 0,05—0,08%). Ткань саржевого (диагонального) переплетения обеспечивает хорошую степень очистки — одинаковую с фильтровальной технической бумагой, принятой за эталон. Эта ткань ТСФ может быть использована при условии переоборудования фильтрпресса с таким расчетом, чтобы не было контакта между чугунными поверхностями плит и рам фильтра, так как в этом случае ткань подвергается быстрому истиранию, что приводит к ее прорыву. Прокладки из маслобензостойкой резины или картона, изолирующие стеклянную ткань от соприкосновения с металлическими поверхностями рам и плит, предотвращают истирание ткани. Наиболее целесообразно использовать ТСФ в фильтрах барабанного, корзиночного, рукавного и т. п. типов. На одном из бакинских нефтеперерабатывающих заводов стеклянную фильтровальную перегородку вчеканивают в диски фильтра. Заменять перегородку при этом неудобно.
Следует отметить, что применение стеклянных тканей дает значительный экономический эффект, так как срок службы их сравнительно высок. Этому способствует также то, что после остывания фильтра с ТСФ лепешка «грязи», отложившаяся на стеклянной фильтровальной перегородке, почти целиком снимается с поверхности ткани, после чего ткань без промывки можно снова применять по прямому назначению.
Стеклянная фильтровальная ткань из алюмоборосиликатного стекла используется вместо бельтинга для отделения отбеливающей глины от масел. При очистке масел на заводе применяют 90— 95%-ную серную кислоту, расход которой в зависимости от сорта масла составляет 2,5—12%. Кислое масло контактируют с отбеливающей глиной (3—12%). Процесс контактирования проводится в трубчатых печах при 220—320° С. Затем масло подвергают фильтрации на дисковых фильтрпрессах при температуре 130—180° С и давлении до 3,5 кг/см2.
Фильтрация такого масла с глиной через фильтрпресс с бельтингом вызывала разрушение последнего. Срок службы одной зарядки бельтинга не превышал двух суток.
Замена бельтинга на стадии предварительной фильтрации масла стеклянной фильтровальной тканью дала следующие результаты. По данным завода, расход бельтинга на 1 т масла составлял 0,666 м, а ткани марки ТСФ(б)— 0,011 м. Пропускная способность одного диска, обтянутого бельтингом, была равна 1,020 т/ч, а стеклотканью— 1,250 т/ч, т. е. на 12,2% больше. Производительность фильтра возросла также благодаря сокращению времени на его очистку (на 1,5 мин) вследствие более быстрого ссыпания лепешки со стеклянной ткани. Уменьшился расход свинца на чеканку дисков, а также затрата рабочей силы. Годовая экономия в связи с заменой хлопчатобумажного бельтинга стеклянной фильтровальной тканью составила 56 тыс. руб.
Следует отметить, что применение стеклянных фильтровальных материалов позволяет вести процессы фильтрования при более высоких температурах, чем в случае материалов органического происхождения.
Однако в настоящее время применение таких материалов для фильтрации жидких нефтепродуктов ограничено. Это объясняется не только недостаточным знакомством со свойствами новых фильтровальных стеклянных материалов и опытом их применения, но и специфичностью конструкции фильтров для установки фильтрующих перегородок из стеклоткани.