Большое значение при адсорбционной очистке отработанных масел имеет температура и продолжительность обработки масла адсорбентами. Теоретически с повышением температуры эффективность адсорбции должна понижаться, так как при этом возрастает тепловое движение молекул извлекаемых (адсорбируемых) веществ и последние с большим трудом задерживаются на поверхности адсорбента. Однако при низких температурах контактирования молекулы вещества слишком медленно диффундируют к поверхности адсорбента из-за высокой вязкости масла. Поэтому контактную обработку вязких моторных масел проводят при температурах порядка 150—200° С.
Окончательная обработка масла по схеме масло — глина — вода адсорбентом проводится при температуре отгона горючих фракций в токе перегретого водяного пара. Температура обработки трансформаторных масел 70—75° С [20].
Важным условием эффективности очистки является также продолжительность и интенсивность контакта (перемешивания) масла с адсорбентом (порошкообразным). Если адсорбент и масло оставить в спокойном состоянии, то слои жидкости, непосредственно соприкасающиеся с адсорбентом, очищаются, а нежелательные примеси из более удаленных слоев будут весьма медленно проникать к поверхности адсорбента. Поэтому контактная очистка отработанных масел проводится обычно при интенсивном перемешивании (1000—1400 об/мин). Продолжительность перемешивания 30 мин.
Расход адсорбентов зависит от их активности. В табл. 33 приведены данные, характеризующие влияние расхода отбеливающей глины на снижение содержания асфальтенов в автомобильном масле.
ТАБЛИЦА 33 Влияние расхода отбеливающей глины на содержание асфальтенов в регенерированном автомобильном масле *
Расход отбеливающей глины, % | Содержание асфальтенов, % | Сниже ние содер жания асфаль тенов % | Расход отбели вающей глины % | Содержание асфальтенов, % | Сниже ние содер жания асфаль тенов % | ||
в отработанном масле | в регенерированном масле | в отработанном масле | в регенери- рованном масле | ||||
- | 0,3120 | 0,2132 | 31,6 | 5 | 0,3720 | 0,0062 | 98,5 |
1 | 0,1976 | 0,1136 | 42,5 | 6 | 0,1976 | Отсутствие | 100 |
1 | 0,3120 | 0,1588 | 52,3 |
|
|
| |
3 | 0,1976 | 0,0424 | 79,0 | 6 | 0,2628 | То же | 100 |
3 | 0,2628 | 0,0536 | 79,5 | 6 | 0,3720 |
| 100 |
3 | 0,3120 | 0,0600 | 80,7 | 7 | 0,3720 |
| 100 |
5 | 0,1976 | 0,0041 | 98,0 | 10 | 0,3720 | » | 100 |
* Работу проводили на установке РМ-50-65 по схеме масло — глина— вода.
На практике установлено, что расход отбеливающей глины при регенерации автомобильных и дизельных масел составляет 3—7% в зависимости от степени их отработанности.
Контактный способ очистки получил широкое распространение из-за простоты технологического оформления, легкости осуществления и сравнительно высокой эффективности.
Существует другой способ адсорбционной очистки отработанных масел — фильтрование через слой крупнозернистого адсорбента (метод перколяции). Адсорбент в виде крупки с зерном размером 1,5—7 мм помещают в цилиндрическую емкость. Масло фильтруется через слой адсорбента самотеком или под давлением. Такой способ фильтрования широко применяется при регенерации энергетических масел, слитых с оборудования, и при непрерывной регенерации масел в термосифонных фильтрах, а также в адсорберах (стационарных и передвижных).
Адсорбенты, применяемые при перколяционном фильтровании, особенно искусственные, целесообразно многократно регенерировать методом обжига в специальных аппаратах [20, 21].